Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Интервью

В Великом Новгороде Россию звали улыбаться -- шел фестиваль комедии. Прибывший из Москвы актерский десант не только народ веселил, но и сам оттягивался. Фестиваль станет традицией -- первый за многие годы случай на отечественном кино вдоволь посмеяться. Новгородцам понравилось, остальные завидуют, серьезное дело. О нем -- разговор с Аллой Суриковой, которая в перерыве между постановкой фильмов поставила город вверх тормашками.
Добавить в закладки

В Великом Новгороде Россию звали улыбаться – шел фестиваль комедии. Прибывший из Москвы актерский десант не только народ веселил, но и сам оттягивался. Фестиваль станет традицией – первый за многие годы случай на отечественном кино вдоволь посмеяться. Новгородцам понравилось, остальные завидуют, серьезное дело. О нем – разговор с Аллой Суриковой, которая в перерыве между постановкой фильмов поставила город вверх тормашками.
Приколы и проколы
-- Почему – Великий Новгород?
-- Новгород – красивый город, есть что гостям показать. К тому же я там снимала свою первую картину «Суету сует», так что город мне не чужой. И там губернатор с чувством юмора – Михаил Прусак. Для меня он стал главным открытием фестиваля. С чувством юмора и без охраны! Впервые вижу чиновника такого уровня, за которым не ходят несколько лбов, никто не сверлит тебя стальными глазами и не ощупывает сверху донизу, хотя, может быть, сейчас это было бы не так уж плохо.
-- Самый большой прикол фестиваля?
-- Замминистра культуры Дементьева. Прихожу в новгородский Киноцентр, и меня по случаю юбилея хлебом-солью встречает фольклорный ансамбль. И вижу я в ансамбле этом очень знакомое лицо – в сарафане и в ушах две берестяных плошки, которыми мы щаменили аккредитационные удостоверения. Это и была Дементьева. А самый большой прокол фестиваля был у Данелии, которому, опять же по случаю юбилея, подарили фишки для казино, и он их тут же все спустил. Побежденных у нас не было – все получили красивые берестяные грамоты. А те, кто внес вклад в развитие кинокомедии, – Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Наталья Крачковская, Леонид Куравлев, Виктория Токарева – получили в качестве приза кривое зеркало. А на закрытии фестиваля призы получали победители зрительских конкурсов на лучшую идею кинокомедии, лучшего киномана-эрудита и лучшего режиссера-комедиографа. Всё делалось на голом энтузиазме. Бесплатно оформлялись призы, Никита Богословский бесплатно написал песню «Улыбнись, Россия!» на бесплатные слова Бориса Дубровина, ее бесплатно спел Дима Харатьян и записал на частной студии Андрей Борин. А премьером фестиваля был Коля Караченцов. Нам не хотелось худруков или президентов, а в слове премьер есть что-то театральное, правда?
-- А что это был за конкурс на лучшую идею?
-- На идею комедии. Организовать его по-настоящему не успели, но жизнь подкинула смешной сюжет «Как Николай Караченцов поезд догонял». Коля в Москве из-за пробок опоздал на поезд и стал догонять его на машине. Три раза почти уже догнал. Я даже сорвала стоп-кран – но не помогло: проводница была на страже, и поезд опять уехал. Только часа в три ночи он нас догнал. Мы его накормили, напоили, спать уложили, а поезд приходит в шесть утра. Караченцов после этого случая так и сказал губернатору: если хочет, чтобы в Новгороде был фестиваль, пусть сдвигает расписание поезда – чтоб люди и не опаздывали и выспаться успевали.
Кривое зеркало
-- Почему символом фестиваля стало кривое зеркало?
-- А – смешно.
-- От искажения действительности?
-- Именно. Понимаешь, что бывает еще хуже.
-- Ну, а если и действительность кривая? И зеркало ее выпрямит?
-- К сожалению, оно не такое всеобъемлющее – видишь только собственную физиономию. Кривое зеркало – улыбка над собой. Разные ведь бывают улыбки. Если хочешь заставить человека улыбнуться, годится очень многое – от шлепка по заду до высоколобой шутки с тройным дном. В идеале такой – трехслойной – и должна быть кинокомедия. Одни засмеются, потому что этот ударил, а тот упал. Другие – потому что увидят в этом намек на политическую систему. Третьи почувствуют в невозмутимости упавшего этакое философское отношение к жизни. Но такого кина практически нет. Какие-то его элементы можно найти в «Осеннем марафоне», в «Не горюй», в «Берегись автомобиля»…
-- А в ваших фильмах?
-- О себе не говорю, пусть лучше поищут другие. Но вот сейчас заканчиваю сериал «Идеальная пара» по сценарию Александра Лапшина и, сдается мне, там что-то есть. Я не очень люблю сериалы, которые у нас делают. Смотришь – думаешь: «Ну что же так плоско-то?». С другой стороны, понимаешь: трудно проявить второй план за один съемочный день и за две копейки бюджета. Но у нас собралась очень хорошая команда, да и снижать планку нельзя – делаю так, как привыкла. Правда, сценарий был, по телевизионным стандартам, длинным, пришлось сильно порезать. И боюсь, могут потеряться какие-то важные ниточки – их просто не успеют заметить.
-- Лирическая комедия?
-- Авантюрно-ироническая. Десять серий.
-- Идеальная пара – конечно же, два мошенника?
-- Не только. Они еще и любовники.
-- Ага, «Бонни и Клайд»!
-- Скорее так: она – Робин Гуд в юбке, а он – «сын Деточкина». Играют Александр Балуев и Алла Клюка. Наш композитор Владимир Дашкевич сказал, что получилась смешная история, но – очень грустная. Если так, то это мечта каждого комедиографа. Если есть возможность в комедии погрустить, значит – есть второй план.
-- О чем кино?
-- А я не знаю. Есть критики, они скажут. А я или соглашусь или нет.
-- Вы сейчас с севера. Не показалось, что пока мы тут в столице предаемся апокалипсисам, Россия продолжает жить интересно и даже обнадеживающе?
-- Не скажу за всю Россию. Но вот студенты мои снимают картины о провинциальных музеях и много ездят: Карелия, Сургут, Иваново, Тольятти, Шушенское… вы давно были в Шушенском? Ну вот. Мы же страны не знаем! Кругом возникают настоящие очаги культурной жизни – причем стихийно и на голом энтузиазме. Студенты приезжают вот с такими глазами.
Смейся, паяц…
-- Отчего же тогда комедия исчезла? Фильмы стали мрачными, угрюмыми. Даже те, кто умели смешить, делают это через силу.
-- Основания для угрюмства, конечно, есть. Хотя не думаю, что раньше проблем было меньше. Что меньше убивали. Скорее – больше. Просто делалось это тихо-тайно. 37-й год весь перешептывался. А пресса была лучезарна, и в кино шла «Волга-Волга». Народ в массе просто не знал, что у нас людей уничтожали. Сейчас наоборот – раздувается каждый слух, уже не говоря о реальных случаях. Я сопротивляюсь, как могу – наверное, такая внутренняя установка. Может, во мне живет ощущение… миссии – слишком громко звучит? Но что-то в этом роде.
-- «Смейся, паяц, над разбитой любовью?» Смех как призвание и социальная роль?
-- Когда меня спрашивают, сделаю ли я однажды серьезное кино, отвечаю: не дождетесь! И не потому, что не могу. На самом деле сделать серьезное намного проще – с хорошим оператором, по хорошему сценарию, с многозначительными паузами. Получится вполне фестивальное кино, можно пробиться в Берлин или Торонто. Комедию сымитировать невозможно, но ей дорога на фестивали заказана. Даже на фестиваль женского кино во Франции, где показывают фильмы только рыдающие, про таблетки и аборты, и все жутко несчастные. А если и пригласят, то ничего не дадут. Вот Данелию позвали в Выборг с «Фортуной» – прелестный, умный, светлый фильм. И ничего не дали. Это – позиция. Поэтому я и сделала фестиваль «Улыбнись, Россия!» – комедию надо поддержать!
Счастливый шоппинг
-- В «Человеке с бульвара Капуцинов» есть номер с Мироновым – настоящий мюзикл. Стало ясно, что музыку вы знаете, любите и чувствуете – редкое в режиссуре качество.
-- Я недавно говорила в Госкино: пришло время мюзикла. Там согласились, но сказали, что это слишком дорогое удовольствие. А попыток у меня было несколько. Дипломная картина «Лжинка» – мюзикл. Потом был мюзикл-авантюра – пробы к фильму «Игра воображения», но его в конце концов снял Пташук. Маленький мюзикл для «Ералаша». Номер из «Человека с бульвара Капуцинов», который по жанру выбивается из фильма, но Андрею Миронову очень хотелось сыграть мюзикл, и я не могла ему отказать. Музыкальный клип «Леди Гамильтон» с Олей Кабо и Колей Караченцовым. И рекламный фильм про счастливый шоппинг. Там у меня кто только не играл – Фарада, Шукшина, Ермольник, «нанайцы», Ромашин, Пашутин… Музыку про шоппинг написал Крылатов, а припев был такой: «Мы в шопе, тарарура, мы в шопе!». Я объясняла заказчикам, что это запоет вся страна. Но они испугались. Так что теперь там поют: «Игра-айте, тарарам». Ну и ладно.

Текст: Валерий Кичин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?