Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Хардкор»

Гротескная и кровавая российско-голливудская экшен-комедия с невменяемым сюжетом, снятая от первого лица

Добавить в закладки

Когда киборг Генри приходит в себя в лаборатории, где его создали из искалеченного трупа, он не помнит ничего о своей прошлой жизни. Исследовательница Эстель (Хейли Беннетт) объясняет ему, что он – ее бывший муж и что она оживила его на деньги хорошо обеспеченного преступника Акана (Данила Козловский), который пытается создать армию сверхсолдат. В этот момент Акан вламывается в лабораторию и пытается убить Генри. Когда киборгу удается сбежать, он решает спасти Эстель и расправиться со всеми подручными Акана. Помочь ему в этом старается лишь один человек – загадочный Джимми (Шарлто Коупли), который появляется то в одном, то в другом облике и постоянно погибает, что не мешает ему раз за разом возвращаться к Генри.

Кадр из фильма "Хардкор"

Жена режиссера актриса Дарья Чаруша сыграла в фильме одну из проституток и сочинила музыку ленты

«Хардкор» появился на свет благодаря двум видеоклипам, которые российский музыкант и режиссер Илья Найшуллер снял для своей рок-группы Biting Elbows. Эти клипы произвели фурор в Интернете, поскольку состояли из гиперэнергичных экшен-сцен с множеством трюков, снятых от первого лица закрепленной на голове оператора камерой. Их заметили как в России, так и на Западе, и Тимур Бекмамбетов как продюсер предложил Найшуллеру снять целый боевик в этом стиле. Поначалу режиссер сомневался, что в этом есть смысл, но затем все же загорелся проектом и дебютировал в кино, причем сразу с международным англоязычным фильмом с российскими и иностранными звездами. Шарло Коупли, например, прославился благодаря «Району № 9», «Элизиуму: Рай не на Земле» и «Малефисенте».

Кадр из фильма "Хардкор"

«Роль» главного героя исполняли несколько операторов, включая самого режиссера фильма

К сожалению, сомнения Найшуллера по поводу замысла Бекмамбетова оказались справедливы. «Хардкор» больше проигрывает, чем выигрывает от того, что подражает видеоиграм и предлагает зрителям увидеть мир глазами немого протагониста. Кино как искусство держится на эмпатии, на сопереживании видимым героям. Даже в хоррорах жанра «найденные пленки» на экране постоянно присутствуют друзья или коллеги невидимого оператора (если он невидим), и их страхи передаются зрителям. Герой же «Хардкора» – одиночка. Джимми чаще объясняет ему, что делать дальше, чем сражается с Генри плечом к плечу. Кроме того, Джимми столь причудливый тип, что сопереживать ему трудно даже в конце картины, когда зрители узнают, почему он появляется в разных обликах и кажется бессмертным.

Кадр из фильма "Хардкор"

Полноценного же подражания видеоиграм не получается, поскольку зрители не управляют Генри. Фактически фильм предлагает посмотреть, как кто-то другой, никак не комментируя свои действия, играет в игру. Причем с включенными чит-кодами (как «усиленный» киборг, Генри легко может пережить такое, что обычного человека бы убило). Найдите такие видео на YouTube, и вы сразу заметите, что ничего скучнее в жанре «летсплей» не бывает. Подобные записи могут быть интересны как демонстрация игры, но их эмоциональное вовлечение минимально.

Кадр из фильма "Хардкор"

Это относится и к «Хардкору». Создатели фильма, кажется, сделали все возможное, чтобы их кино воспринималось с ироническим отстранением – как набор трюков, шуток и перестрелок, а не как полноценное драматичное повествование, пусть и собранное из жанровых штампов. «Коммандо» в сравнении с «Хардкором» – как «Братья Карамазовы» в сравнении с «Коммандо». Даже клипы Найшуллера сильнее вовлекают, поскольку их невидимый протагонист – человек, а не полуробот, на каждом шагу демонстрирующий свою нечеловечность.

Кадр из фильма "Хардкор"

Другое дело, что как набор эффектных аттракционов «Хардкор» очень даже смотрится. Ни одна его экшен-сцена в точности не походит на другую. Генри то прыгает из вертолета без парашюта, то дерется в рукопашную с целой армией солдат, то участвует в головокружительных гонках на машине, мотоцикле и своих двоих, то забирается на высотное здание, то пробивается сквозь бордель, заполненный полуобнаженными и обнаженными девушками, то, как советский партизан, грудью встречает танк… Кровь льется рекой, разбитые головы разлетаются как взорванные арбузы, и Генри убивает противников всеми мыслимыми и немыслимыми способами.

Кадр из фильма "Хардкор"

Когда же действие ненадолго останавливается или замедляется, то в кадр заходит Шарлто Коупли и выдает очередную порцию абсурдной клоунады во все более нелепых имиджах вроде байкера-хиппи или британского полковника времен Второй мировой войны. В принципе, ленту можно назвать актерским бенефисом южноафриканской звезды, поскольку Коупли, кажется, показывает все, на что он способен как комик. Он даже поет, причем вполне профессионально.

Кадр из фильма "Хардкор"

Есть в фильме и другие источники юмора, одним из которых оказывается загримированный под альбиноса Данила Козловский. Он настолько странно выглядит и настолько странно себя ведет, что при виде Акана трудно удержаться от ухмылки. Это, понятно, тоже не красит «Хардкор» как драму, поскольку злодей все-таки должен вызывать у зрителей уважение и страх. Акану же не помогает даже его мощный талант телекинетика, благодаря которому он вплоть до финала не подпускает к себе Генри. Но снявши голову, по волосам не плачут – убедительность Акана сама по себе не сделала бы картину более эмоционально вовлеченной. Так что не важно, смешит он или страшит. Важно лишь то, что он вообще развлекает.

Кстати, в России «Хардкор» куда смешнее, чем на Западе, поскольку многие комичные реплики на русском языке в американской версии картины оставлены без перевода и поскольку в США никто не засмеется, увидев Сергея Шнурова и Александра Паля в эпизодических ролях убийц. C другой стороны, картина пытается представить Москву, где развивается действие, как странное и чуждое для героя место. Что в России, разумеется, не работает. Для нас Москва куда естественнее Лос-Анджелеса, и чужими кажутся как раз Генри и Джимми. Но, конечно, было бы удивительно, если бы подобное кино одинаково воспринималось по обе стороны океана…

С 7 апреля в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?