Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Украли с умом

Накануне выхода ужастика "Последний дом слева", в основе которого лежит шведская баллада 13-го века, мы поискали Шекспира в "Короле льве" и Стивенсона в "Чокнутом профессоре".
Добавить в закладки

Если всмотреться в хорроры, фильмы про колдунов, инопланетян, маньяков, невротических блондинок, сексуальных извращенцев и американских школьников на стадии полового созревания более внимательно, чем они сами к тому располагают, то за свалкой бытового мусора откроется настоящий Сезам человеческого духа. Так, у римейка американского хоррора «Последний дом слева» /Last House on the Left, The/ (2009), который выходит в прокат на этой неделе, бэкграунд настолько сложный, что требует познаний в истории средневековой литературы Швеции. С прямыми экранизациями все понятно: авторы романов и поэм указываются в титрах. А что делать с экранизациями тайными, которых даже в Каннском конкурсе насчитывается целых две штуки – «Лицо» /Visage/ (2009) Цай Мин-Ляня (Саломея) и «Жажда» /Thirst/ (2009) Пак Чхан-ука (Эмиль Золя)? Наверное, нужно по-настоящему полюбить масскульт, который, как оказывается, просто напичкан золотой классикой.

Кадр из фильма "Последний дом слева"

Торговое название: «Последний дом слева» /Last House on the Left, The/ (1972)
Жанр: хоррор
Что это на самом деле: шведская народная баллада 13 века «Дочери Тере из Вэнге»

Умный американский критик Роджер Эберт, включающий картину Уэса Крэйвена, которая ему очень понравилась, в список своих «постыдных слабостей», уже в момент выхода фильма в 1972 году обратил внимание, что его сюжет повторяет бергмановский «Девичий источник» /Jungfrukallan/ (1959), в свою очередь основанный на памятнике шведского фольклора. Таким образом, баллада 13 века породила сразу четыре хоррора: классический (Бергман), авторский слэшер-эксплотейшн (Крэйвен) и просто трэш (итальянский джалло «Последний поезд в ночи»). Плюс, естественно, нынешний римейк. Настоящий Девичий источник – место, откуда все началось – находится недалеко от города Линчёпинг, столицы шведского Эстергётланда.


Торговое название: «Король Лев» /Lion King, The/ (1994)
Жанр: анимация для семейного просмотра
Что это на самом деле: «Гамлет»

Заблудившегося на чужбине наследного принца, чувствующего вину за смерть отца, убитого дядей-самозванцем, берет на попечение африканский бородавочник. Звучит немного дико, но такова диснеевская редакция Шекспира в стиле «ребятам о зверятах»: лев Муфаса – Король, Скар – Клавдий, Симба – Гамлет, Сараби – Гертруда. Увидеть дух отца помогает Симбе мартышка Рафики.

Кадр из фильма "Король Лев"


Торговое название: «Запретная планета» (1956)
Жанр: научная фантастика
Что это на самом деле: «Буря»

Самый сложный голливудский фильм про космос до кубриковской «Одиссеи 2001» /2001: A Space Odyssey/ (1968) тоже написал Шекспир. Только уединенный остров переименовали в планету Альтаир IV, парусник – в звездолет, Боцмана – в командира Джона Адамса, мага Просперо – в доктора Морбиуса, его дочь Миранду – в Альтаиру, а демонов Калибана и Ариэля посадили в хитрую машину исчезнувшей цивилизации, умеющую воплощать мысленные образы. По признанию самого Джина Родденберри «Запретная планета» вдохновила его на «Звездный путь», так что английский классик несет за него ответственность тоже.


Торговое название: «Дом восковых фигур» (1953)
Жанр: хоррор
Что это на самом деле: Пигмалион

За классическим хоррором с безупречным Винсентом Прайсом в роли дизайнера восковых фигур без труда угадывается древнегреческий миф о скульптуре, настолько влюбленном в свои творения, что они становятся живыми. В современной трактовке Пигмалиона – влюбленным настолько, что некоторые нехорошие живые люди по выбору художника сами превращаются в совершенные произведения искусства. Это римейк менее известного фильма Майкла Кертица 1933 года «Тайна музея восковых фигур» /Mystery Of The Wax Museum, The/ (1933). Версия с Прайсом стала основой для еще одного римейка 2005 года выпуска.


Торговое название: «Любовники» /Two Lovers/ (2008)
Жанр: лав-стори
Что это на самом деле: повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи»

«Сентиментальный роман», как окрестил свое детище сам русский классик, превратился в романтическую драму с Гвинет Пэлтроу, Винессой Шоу и Изабеллой Росселлини. Настенька, конечно же, досталась Пэлтроу.

Кадр из фильма "Любовники"


Торговое название: «Чокнутый профессор» /Nutty Professor, The/ (1996)
Жанр: комедия с Эдди Мерфи
Что это на самом деле: «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

Здесь все более менее понятно: толстый профессор – доктор Джекил, худой Эдди Мерфи – мистер Хайд. Таинственный психотропный препарат Стивенсона, превращающий одного в другого, трактуется сейчас как средство для похудения, всего лишь.


Торговое название: «Драконий жемчуг: Эволюция» /Dragonball Evolution/ (2009)
Жанр: комикс
Что это на самом деле: китайский классический роман «Путешествие на Запад»

Из приключений монаха Сюаньцзана, путешествующего в Индию за буддийской мудростью, и увековеченных в XVI веке анонимным автором (предполагают, что это был писатель У Чэнъэнь), вырос целый поджанр китайского героического фэнтези, и перечислять все гонконгские боевики, вдохновленные «Путешествием на Запад», здесь просто не имеет смысла. Следующая стадия путешествия началась с выходом китайско-голливудского «Запретного царства» /Forbidden Kingdom, The/ (2008) с Джеки Чаном и Джетом Ли, и продолжилась в «Драконьем жемчуге», действие которого происходит собственно на Диком Западе.

Кадр из фильма "Драконий жемчуг: Эволюция"


Торговое название: «Любой ценой» /Whatever It Takes/ (2000)
Жанр: школьная комедия
Что это на самом деле: Сирано де Бержерак

Идиотская молодежная комедия в жанре «ранний американский пубертат». Автор первоисточника Эдмон Ростан до сих пор вертится в гробу, но в титрах, естественно, не упомянут.


Торговое название: «Крабат. Ученик колдуна» /Krabat/ (2008)
Жанр: фэнтези
Что это на самом деле: «Фауст»

Понятно, что все истории про симпатичных парней, заключающих трудовой договор с международной корпорацией, происходят именно отсюда, но с этим немецким фэнтези случай совершенно особый. Книга Отфрида Пройслера («Лесной разбойник»), по которой снят фильм, трактует Фауста с точки зрения нацменьшинства Германии, переиначившего на свой лад фольклор немцев – лужицких сербов, из которых происходит сам писатель. Поэтмоу его Фауст – это молодой восточноевропейский гастарбайтер, устроившийся подмастерьем на подозрительную мельницу. Немец-мельник, понятное дело, Мефистофель, в славянской интерпретации превратившийся просто в лешого. Гретхен здесь тоже фигурирует, но зовут ее Канторка. Вагнера, друга Фауста-Крабата, зовут Тонда, играет его Даниэль Брюль.

Кадр из фильма "Крабат. Ученик колдуна"


Торговое название: «Дневник Бриджет Джонс» /Bridget Jones's Diary/ (2001)
Жанр: женский кинороман
Что это на самом деле: «Гордость и предубеждение» Джейн Остин

Женские колонки, которые Хелен Филдинг строчила в газету Independent, никак не хотели склеиваться в роман, а договор с издателем был уже подписан. Не хватало сюжета. На помощь пришла Джейн Остин, и за гордость и предубеждения блондинок отдувается теперь Бриджет Джонс.


Торговое название: «Шоссе» /Freeway/ (1996)
Жанр: хоррор
Что это на самом деле: Шарль Перро, «Красная Шапочка»

Начав с «постыдных слабостей» Роджера Эберта, ими же и закончим: самому умному кинообозревателю США очень понравился этот триллер про детскую порнографию и сексуальное насилие над детьми, за которые здесь отвечает Кифер Сазерленд в роли извращенца-толстяка, положившего глаз на одинокую дуреху (Уизерспун), путешествующую автостопом к калифорнийской бабушке. «Любите вы это, или ненавидете, но в мастерстве этим людям не откажешь», – стыдливо покраснев, резюмирует американский критик. С радостью к нему присоединяемся.

Кадр из фильма "Шоссе"

Текст: Арсен Грумбадзе
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?