Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Утопия благородных дикарей: почему стоит пересмотреть «Капитана Фантастик»?

«Капитан Фантастик» Мэтта Росса — памятная драма о современных Робинзонах Крузо — семье благородных дикарей, которые погружены в философию, основы марксизма и квантовую механику, но по воле отца лишены социализации. Наставления Бэна (Виго Мортенсен) и тот образ жизни, который ведут дети в орегонских лесах, полезны для выживания и саморазвития, однако губительны при первой встрече с современной цивилизацией. После смерти матери семья вынуждена пойти навстречу благам общества потребления, чтобы отправиться на похороны. Грустная и веселая одновременно, картина о разочаровании утопией выходит повторно на экраны кинотеатров с 8 декабря. 

Добавить в закладки
Утопия благородных дикарей: почему стоит пересмотреть «Капитана Фантастик»?

Робинзонада просвещения

Адам Маккей в роли Бодвана на кадре из фильма «Капитан Фантастик»

Джордж Маккей в роли Бодвана на кадре из фильма «Капитан Фантастик»

Легко объяснить, почему лента Мэтта Росса оказалась столь востребованной: история о столкновении детей с реальностью обыграна в жанре и роуд-муви, и просвещенческой робинзонады, и левого антикапиталистического манифеста. Этим спектром тем «Капитан Фантастик» универсализирует сюжет, который за два часа претерпевает столько, что хватило бы на несколько фильмов. Режиссер и изучает проблемы «закрытых обществ», и показывает неловкую жизнь аутсайдеров, которым все современное в новинку (например, сын Бодеван в исполнении Джорджа МакКея не знает, как принято ухаживать за девушками), и выкатывает уморительно «черную» церемонию похорон, и, наконец, подводит к важному выводу: нельзя жить в обществе и быть свободным от него, говоря словами классика. И все это в рамках старого американского жанра роуд-муви, где семья дикарей колесит по стране на автотрейлере.

Отцы и дети: как Виго Мортенсен стал незабываемым наставником

Вигго Мортенсен на съемках фильма «Капитан Фантастик»

Вигго Мортенсен на съемках фильма «Капитан Фантастик»

Умудренный и задумчивый Мортенсен не украшение философского фильма, а скорее незаменимая основа. У американского артиста хватало бенефисов в карьере (далеко ходить не надо — любая роль в проектах Дэвида Кроненберга), но «Капитан Фантастик» вывел его в исполнители-дирижеры — именно харизма Мортенсена придала стройность всей ленте. Отец Бэн — убежденный антиглобалист и антикапиталист, учит детей в суровой «школе жизни». Утопизм Бэна о том, что можно взрастить идеальное общество в отрыве от тлетворной среды, получает ожидаемый отпор, а сам отец становится ни много ни мало лидером тоталитарной секты. Взбалмошного, но в то же время стоически-умудренного главу семьи Мортенсен делает и скандальным перформанистом (сцена во время похорон тому доказательство), и Робинзоном Крузо XХI века, провозгласившим гибель капитализму. Трагизм фигуры Бэна, осознаваемый зрителем, — драматическое ядро фильма: пытаясь воспитать интеллектуально и физически здоровых детей, которые все знают о смерти, деторождении и Ноаме Хомском, Бэн своей педагогикой только лишает их всестороннего опыта. 

Философия в глухом лесу

Саманта Ислер в роли Кейлир на кадре из фильма «Капитан Фантастик»

Саманта Ислер в роли Кейлир на кадре из фильма «Капитан Фантастик»

Лента Мэтта Росса не стесняется громкого философского вокабуляра: здесь и спорят о диалектическом материализме, и точат зубы на рыночную экономику, вспоминая дядюшку Карла Маркса, и пытаются выстроить общину по идеалам эпохи Просвещения. Благородный дикарь — главная фигура не только в творчестве философа Жан-Жака Руссо, но и всего XVIII века в целом, — экспериментально поставлена режиссером в центр. Выстоит ли идеал под натиском общества доступных благ и обильного потребления? Нет ли хитрой подоплеки в попытке человека достичь абсолютной естественной свободы — точнее говоря, незаметно подменить свободу стягивающими цепями? «Капитан Фантастик» — хорошее размышление над теми концептами, которые производила гуманитарная наука на протяжении столетий. Правда, они нужны режиссёру Россу, чтобы разбить догмы вдребезги, показав несостоятельность «папиных» утопических теорий, и в своё время с подобным идеализмом распрощалась сама философия. Теперь это можно делать и на экране. 

Фантастический баланс между веселостью и трагизмом

Вигго Мортенсен в роли Бена на кадре из фильма «Капитан Фантастик»

Вигго Мортенсен в роли Бена на кадре из фильма «Капитан Фантастик»

«Капитан Фантастик» запомнился ещё и потому, что смело комбинировал смешное и трагическое. Сначала лента нагружает зрителя нелицеприятными подробностями жизни: мать семейства совершает самоубийство, ошарашивая кровную секту дикарей. А затем фильм препарирует свой же трагический материал, вливая в него чуточку бунтарства: так, похоронная процессия становится буддийским праздником, а семья наперекор чопорным гостям наряжается в цветастые костюмы и противогазы. Режиссёр не без иронии смотрит на своих «детей цветов», заранее осознавая тщету их зашоренного воспитания. Споры о троцкизме и сталинизме выглядят чуть ли не как словесные панчлайны, а идеал дикаря, который при встрече с девушкой на коленях обещает ей принести потомство, вызывает смех. 

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?