Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Призраки Исмаэля»

Временами слишком сложно сотканное полотно о любви и творчестве блистательно разыграно и оставляет достаточно свободы для интерпретации

Добавить в закладки

Жизнь режиссера Исмаэля Виллара – сплошной творческий кризис. Некогда окрыленный вдохновением, сегодня каждый новый фильм он снимает с большим трудом, а каждая страница сценария дается кровью и потом. Виной всему супруга Карлотта, двадцать лет назад ушедшая из дома в неизвестном направлении, да так и не вернувшаяся назад. Оплакав потерю любимой, Исмаэль сошелся с Сильвией, но после двух лет их совместной жизни новая пассия режиссера внезапно знакомится с женщиной, которая выдает себя за Карлотту. Полжизни проживший в одиночестве мужчина внезапно оказывается втянут в странный любовный треугольник, Исмаэлю предстоит разобраться в своих чувствах, а заодно найти подход к фильму о бесстрашном работнике разведки, над которым режиссер работает уже несколько месяцев…

Кадр из фильма "Призраки Исмаэля"

На четверых ведущие актеры картины имеют восемь высших французских кинематографических наград. Матье Альмарик «Сезаром» отмечен трижды, Генсбур и Котийяр имеют по два приза французской киноакадемии, а в копилке Луи Гарреля «Сезар» пока только один

Популярное деловое правило о том, что сначала ты работаешь на репутацию, а потом она работает на тебя, справедливо не только в бизнесе – искусство тоже не чуждо социальным законам, и, обретя имя, можно вполне рассчитывать и на сообразное к тебе отношение. Впрочем, как и любое другое явление, репутация может таить разочарование и не гарантирует от ошибок и промахов. Картина именитого французского мастера Арно Деплешена «Призраки Исмаэля» объединила сразу четырех классных артистов, стала фильмом открытия юбилейного 70-го Каннского кинофестиваля, но в целом удостоилась весьма прохладных критических и зрительских оценок. Что могло пойти не так?

Кадр из фильма "Призраки Исмаэля"

А проблема, скорее всего, в завышенных ожиданиях – от столь мощно представленного фильма хотелось чего-то грандиозного, какого-то вселенского размаха и необыкновенной глубины, но «вау-эффекта» не случилось. При этом средним или даже провальным «Призраки Исмаэля» не назовешь, это крепкая картина, объединяющая несколько сюжетных линий, жанров и манер рассказа. Ленту можно даже назвать сложной для восприятия, к этой самой сложности зрители (да и многие критики, чего уж) и оказались не готовы. Отсюда и негатив. Но попробуем взглянуть на «Призраки» непредвзято.

Кадр из фильма "Призраки Исмаэля"

И прежде всего в глаза бросается смелый и весьма ответственный ход Деплешена – в одном фильме он фактически показывает пять разных картин, снятых по-своему, говорящих на разных языках и, что особенно драматично, не находящих общего знаменателя. Да-да, «Призраки Исмаэля» – это альманахи Гэри Маршалла и не сборники новелл, персонажи которых к финалу меняют жизни друг друга. Скорее кино у французского постановщика похоже на громадный вокзал, на который в определенный момент прибывают несколько пассажиров. Кто-то из них, возможно, пересечется в зале ожидания, кто-то столкнется у выхода, кому-то даже, возможно, доведется перекинуться парой слов, но это лишь секундный контакт, а затем их пути снова разойдутся. А что наша жизнь, как не подобный транспортный узел с множеством дорог и транзитных пассажиров?

Кадр из фильма "Призраки Исмаэля"

Разумеется, герои «Призраков» не так сильно отделены друг от друга, как случайные попутчики, – на Виллара влияют и его чувства к Сильвии, и неувядающая страсть в Карлотте, сам Исмаэль, безусловно, влияет на героя своего фильма, фильм, в свою очередь, выматывает режиссера, а тот проецирует эмоции на близких. Но при всех хитросплетениях герои все равно живут словно в параллельных вселенных – каждый по-своему понимает счастье, комфорт, любовь, и каждый движется к идеалу собственным путем. В этой сложной конструкции легко запутаться, от перебранки героев и их эгоистичных погружений в себя можно утомиться и потерять концентрацию, но картину узел проблем не портит, лишь придает ей абстрактный аромат сюрреализма и мистики.

Кадр из фильма "Призраки Исмаэля"

Среди вдохновивших его на съемки картин Арно Деплешен называет ленты Франсуа Трюффо, Алена Рене и Федерико Феллини, а свое имя героиня Марион Котийр Карлотта получила в честь персонажа фильма «Головокружение» Альфреда Хичкока

С жанром, кстати, все тоже очень непросто, и загонять «Призраки Исмаэля» в прокрустово ложе триллера или драмы – большая ошибка. Арно Деплешен объединяет шпионский роман с историей человека без цели, любовный треугольник – с писательским кризисом, детектив – с романтической лавстори дауншифтера. Не станем оправдывать постановщика, временами он заигрывается и теряет вожжи, тогда кино начинает выруливать в какую-то собственную колею, но для творческого человека такое простительно. Как и Виллар, автор «Призраков» очевидно находится в поисках выхода из грота, образованного собственными достижениями, чужими ожиданиями и творческими порывами, рожденными высокими искренними чувствами.

Кадр из фильма "Призраки Исмаэля"

Безусловно, сложнейшая конструкция, не поддающаяся форсированию грубым просмотром без должного настроения, но даже в случае полного неприятия сюжетных коллизий зритель за свое долготерпение будут вознагражден блестящей игрой актеров. Матье Амальрик, как никто иной сегодня во Франции, подходит для образа потерянного художника, переживающего непростые времена. Выбрать однозначную фаворитку в условной дуэли Шарлотты Генсбур и Марион Котийяр не представляется возможным. А традиционно интригующий Луи Гаррель блестяще вписался в роль человека-загадки, совмещающего любовь и шпионаж. Запоминающиеся актерские работы, соответствующие размаху фильма.

Наверное, «Призраками Исмаэля» Деплешен не сможет достучаться до каждого зрителя, но кино у него получилось многогранное и объемное, в нем можно будет найти вдохновение, новые, ранее не замеченные детали, и после второго, и после третьего просмотра, а в тех способах обретения гармонии и счастья, что выбирают герои, можно черпать силы снова и снова. Разве плохо для фильма открытия Канн?

С 17 августа в кино.

 
Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?