Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Интервью

Интервью с автором сценария фильма «Новая эра Z» Майком Кэри

Кажется, сегодня историей про зомби-апокалипсис уже никого не удивишь

Добавить в закладки
В случае эпидемии Британия станет ловушкой для своих жителей

– В первую очередь, мистер Кэри, давайте поговорим об идее фильма. Почему вы решили обратиться к теме зомби? Ходячие мертвецы кажутся избитым жанровым клише…

– В какой-то мере вы правы, вокруг сейчас много фильмов и сериалов о зомби. Но ведь этот интерес не угасает, и я хочу разобраться, почему. Зомби – чрезвычайно обширный пласт культуры, эта тема очень гибка, при желании и таланте вы можете рассказывать множество самых разных историй, делая восставших мертвецов частью сюжета. Наш фильм имеет явное отличие от многих других – мы показываем мир глазами зомби. Главная героиня фильма Мелани – ребенок, невинное дитя, но при этом для окружающих она является монстром, опасным чудовищем. А она этого даже не осознает. Отталкиваясь от этого, можно идти разными путями – Мелани разбирается в том, кто она такая, разбирается в себе, изучает мир, ищет свое место в этом мире.

– Незадолго до выхода фильма в прокат в продаже появилась ваша книга с таким же названием. Расскажите, в чем разница между написанием романа и сценария и что для вас сложнее?

– О, разница огромна! Даже сам процесс написания очень сильно отличается. Написание книги – это уединение с самим собой в удобной комнате и работа в течение девяти месяцев. Никто тебя не тревожит, никто не вмешивается в этот интимный процесс. Вы выплескиваете на бумагу мир из своей головы. Кино – это работа совместная, на каждом этапе вы кооперируетесь с множеством людей: продюсеры, режиссер, художники – со всей съемочной группой. Ну, и по длительности две эти работы отличаются. Писать книгу и сценарий я начал одновременно, но книга вышла в 2014 году, а съемки фильма начались только полтора года спустя – все это время я дорабатывал сценарий. Отличается и взгляд на описываемые события. В книге мы видим мир глазами сразу нескольких героев – Мелани, Хелен, доктора Кэлдвел, сержанта Паркса. Мы можем заглянуть в их голову, увидеть, во что они верят, к чему стремятся, что думают о происходящем. Кино – это история Мелани, мы следуем за ней и ощущаем мир через ее с ним соприкосновение. Еще одно отличие – требование компактности к сценарию. В книге я мог посвятить целые главы тому, какие опыты проводит Кэлдвел, что она изучает, для чего ей необходима Мелани. В кино нам пришлось сократить эту линию и рассказывать детали буквально на ходу.

Фото со съемочной площадки фильма "Новая эра Z"

– У вас в фильме присутствует оригинальное объяснение происхождения феномена зомби. Как оно пришло к вам в голову?

– Я подсмотрел этот способ управления живыми организмами в документальном фильме о природе «Тайная жизнь растений» на британском ТВ. Оказывается, где-то в Южной Америке есть удивительный паразит, который умеет влезать внутрь головы муравьев и подчинять их себе. Паразит питается внутренностями насекомого, пока тело муравья просто не взрывается. Это ужасно, но это и очень интересно – представить, что такой маленький монстр проникает в тело человека и превращает его в голодную тварь.

– В картине немало очень жестоких сцен с участием детей. За что вы так не любите ребятишек? Это из-за того, что вы раньше были учителем?

– Ха-ха! Нет, что вы, я люблю детей. И учительские годы были лучшими в моей жизни хотя бы потому, что я был молод. Нет, все дело в том, что меня интересовал рост Мелани, ее становление. Она взрослеет, и каждый ее новый шаг добавляет ей опыта, она обучается. Вспомните, когда мы ее видим в первый раз, она кажется кроткой, милой девочкой, любопытной и любящей. Но у нее есть другая сторона, и там тоже идет развитие, и зритель должен видеть его. Она может быть сильной, может быть жестокой и коварной. Мне хотелось, чтобы зрители ей симпатизировали, но и осознавали опасность. В конце же фильма это совсем иной человек, она – лидер нового мира, предводитель нового общества. И, я надеюсь, зрителям будет интересно наблюдать за изменением этих двух аспектов ее личности.

– Вам было важно сделать главную героиню девочкой, а не мальчиком?

– Хм… Хороший вопрос… Я никогда не задумывался об этом специально, Мелани всегда была девочкой в моей голове. Возможно, все дело в том, что в двух моих предыдущих книгах, которые я писал в соавторстве со своей женой Линдой, главными героинями были девочки и женщины. Я два года провел за написанием книг о женских персонажах, и мне было достаточно легко перенести этот опыт и в «Новую эру Z», снова свести вместе девочку и женщину, ведь отношения Хелен и Мелани – это еще и тандем «матери и дитя». Что касается доктора Кэлдвел, то сначала мне хотелось сделать ее мужским персонажем, этаким упорным ученым, не останавливающимся ни перед чем на своем пути. Но со временем я понял, что будет интереснее сделать его женщиной, это добавляло контраста и острых углов в образ.

Фото со съемочной площадки фильма "Новая эра Z"

– Почему местом действия вы выбрали Британию и Лондон? Разве вода вокруг острова не является лучшей защитой от эпидемии?

– Вы знаете, когда я написал короткий рассказ-черновик истории о Мелани, его действие разворачивалось в Лос-Анджелесе. Но потом я посмотрел на тему с другой стороны. Вот вы считаете, что Британия защищена снаружи, но я смотрю изнутри и вижу, как мы уязвимы. Мы живем на маленьком, густонаселенном острове – это не так хорошо, как кажется. Вода вокруг в таком случае превращается в ловушку, запирает вирус внутри. В Америке есть множество национальных парков, ее центральная часть имеет огромные пространства, где можно спрятаться, убежать от заражения, переждать пик. Великобритания по сравнению с этим маленькая комнатка с закрытыми окнами и заколоченными дверями, откуда нет выхода. Мы живем в состоянии клаустрофобии.

– Что вы думает о будущем человечества? Складывается ощущение, что мы находимся на пороге вымирания и все только и ждут, когда произойдет какой-то глобальный катаклизм.

– Мне кажется, что такое множество появляющихся фильмов о зомби-апокалипсисе, о конце света, о больших потрясениях говорит только об одном – люди стали понимать, что наш мир очень хрупкий, земля требует к себе предельно бережного отношения. Человечество стоит на пороге многих опасностей, нас пугают экономическим кризисом, глобальным потеплением, войнами, голодом, нехваткой воды и ресурсов, и многие понимают – конец света может случиться, наша история и ей подобные показывают, насколько ужасно такое будущее. Но в то же время мы даем возможность оглянуться назад и начать делать все для того, чтобы жизнь продолжалась, а не исчезла в огне эпидемий или ядерных ударов.

– Приходилось ли вам посещать съемочную площадку? Что вы думаете о режиссере «Новой эры Z» Колме МакКарти?

– Да-да, разумеется, я был на площадке многократно, мы плотно сотрудничали и на этапе съемок, я даже сыграл небольшую роль «голодного» вместе с массовкой. Было необыкновенно интересно наблюдать за работой МакКарти, лучшего постановщика для такого фильма даже сложно представить. Он очень тщательно подходил к каждому эпизоду, зрители увидят, какие длительные сложные сцены он снимал одним кадром, это восхитительно. Колм никогда не критикует актеров, но всегда подбадривает их и говорит, что ему понравилось в очередном дубле, или предлагает повторить с другими эмоциями. Актеры получают удовольствие и энергию от такой работы. Кроме того, Колм МакКарти старался обойтись без спецэффектов. Большая часть декораций – это реально существующие места. Больница, где прячется отряд, магазин – это настоящие строения и конструкции. Все это сделало картину очень точной и реалистичной.

Фото со съемочной площадки фильма "Новая эра Z"

– Удовлетворил ли вас подбор актеров?

– О таком касте можно только мечтать. Я даже не буду вам говорить о Гленн Клоуз, Пэдди Консидайне и Джемме Артертон, это великие актеры, участие в фильме которых – настоящий подарок. Но вы не представляете, как мы рады тому, что нам повезло с исполнительницей роли Мелани – Сеннией Нануа. Она просто восхитительна в своей роли, а ведь это ее первая роль в большом кино. Ей на момент съемок было всего 12, но она так погружалась в мир своей героини, что мы все были поражены. Сенниа – просто дар небес, она лучше всего, что мы только могли себе представить. И я обязательно хотел бы перечислить всех, кто попал в кадр, но актеров слишком много, боюсь кого-то упустить. Многие из них привыкли к куда более обширным, амбициозным ролям, но у нас согласились сыграть в небольших эпизодах, я благодарен им от всей души.

– Так в чем же все-таки главная мысль «Новой эры Z»?

– Как и многие фильмы о зомби, мы говорим о некотором столкновении человека с окружающим миром, о наших отношениях, взаимодействии с природой и обществом. Мы показываем, что человек может отступить перед природой, что города могут быть опустошены, но это не отнимет у человека желания жить. Если попробовать уложить смысл книги и фильма в пару слов, то я бы сказал: «Все меняется». С нашим участием или без него происходят движения социальных, общественных, политических, экономических пластов. Кого-то на планете сменяем мы, кто-то сменяет нас – происходит постоянное движение. Ну и, конечно, я хотел рассказать об отношении детей и родителей. В любой ситуации дети и родители нуждаются друг в друге, забота о детях – это один из сильнейших двигателей жизни.

– Мы хотели бы заглянуть чуть дальше в вашу историю сотрудничества с кино и ТВ и узнать ваше мнение о сериале «Люцифер», который вырос из комикса, написанного вами. Как вы относитесь к этому шоу? Остался ли Люцифер таким, каким был на ваших страницах, или сегодня это совершенно иной персонаж?

– О, он очень отличается от того Люцифера, что я описывал в комиксах. Справедливости ради, и я существенно отошел от образа, впервые описанного Нилом Гейманом в его комиксе «Песочный человек», поэтому я не вижу смысла жаловаться. Я отношусь к этому совершенно спокойно, Гейман говорил, и мне очень нравятся его слова, что все мы всего лишь играем в чьи-то игрушки, оставленные в песочнице. Он «поиграл» в Люцифера и положил игрушку обратно, потом я поиграл, за мной пришли авторы сериала и сыграли в свою игру. Все представляют героя по-разному, видят по-разному его историю, каждый по-своему чувствует его характер. Я смотрю сериал, и мне приятно видеть нечто совершенно отличное от моих историй. То, что делают авторы шоу, очень любопытно.

Фото со съемочной площадки фильма "Новая эра Z"

– В конце, раз уж мы коснулись темы комиксов, хотелось узнать ваше мнение: что вы считаете классикой этого жанра? Что нужно прочитать, чтобы понять силу комиксов? Мы спрашиваем, потому что в России комиксы не любят и не понимают.

– А в России разве не любят комиксы?

– Ну да, у нас принято считать, что комикс – это такие глупые картинки на последней странице газеты или журнала…

– О, я понял, о чем вы говорите… Это очень обширный вопрос, здесь не отделаешься двумя фразами. Я могу сказать, почему я люблю комиксы и что мне кажется в них важным и интересным. Комикс – это история, которую вы видите в пространстве и времени. Вы смотрите на какой-то блок, на картинку, действие в которой происходит в настоящий момент, но в пределах вашего взгляда находятся предыдущие блоки (это прошлое) и последующие (это будущее). Вы охватываете взглядом и пространство, и время героев. Это уникальное свойство комикса. Когда вы смотрите кино, вы двигаетесь по сюжету секунда за секундой, когда читаете книгу, вы поглощаете ее страница за страницей, но в комиксе вы можете охватывать целиком пласт истории и перемещаться по нему так, как нравится только вам. Что прочесть? Я думаю, любое из произведений Алана Мура – это настоящее искусство, «Хранители» – один из моих любимых комиксов. «Песочный человек» Нила Геймана – это переворот в комикс-историях. Doom Patrol Гранта Моррисона – абсолютный шедевр. Я могу рекомендовать десятки книг, но важно понимать, что проникнуться комиксами можно, только если ты растешь с ними. Дети в Америке и Англии учатся читать по комиксам, в них они впервые встречаются со злом, обманом, предательством. Нужно пройти действительно большой путь, чтобы комиксы закрепились в вашем сердце. Только тогда в ответ они принесут неисчерпаемое удовольствие.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?