Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Вечно молодой: 15 главных фильмов Клинта Иствуда, которые вы обязаны увидеть

Сложно поверить, но Клинту Иствуду сегодня исполняется 91 год. Есть, правда, очень странная закономерность: чем старше этот режиссёр, тем, кажется, прогрессивнее, интеллектуальнее и сложнее у него выходят фильмы. Чтобы объяснить, почему мы считаем Иствуда чуть ли не главным американским постановщиком XXI века, мы собрали 15 его лучших работ — от фильмов- разоблачений национальных героев до разудалых вестернов.

Добавить в закладки
Вечно молодой: 15 главных фильмов Клинта Иствуда, которые вы обязаны увидеть

Пол Уолтер Хаузер в роли Ричарда Джуэлла на кадре из фильма «Дело Ричарда Джуэлла»

Пол Уолтер Хаузер в роли Ричарда Джуэлла на кадре из фильма «Дело Ричарда Джуэлла»

Крайняя на данный момент режиссёрская работа Иствуда (не говорим «последняя», чтобы ненароком не сглазить) — драма, основанная на реальных событиях о социально неловком охраннике, который спас людей от взрыва на Олимпиаде в Атланте 1996 года, но из-за своей неординарной личности (он всегда мечтал быть копом и был готов на всё, чтобы стать героем) оказался под подозрением в организации этого самого теракта. Наряду, может, разве что со Стивеном Спилбергом Клинт — чуть ли не единственный человек во всём современном Голливуде, который может вдохнуть жизнь в такую академичную и строгую по форме историю. Здесь вроде бы все элементы знакомы: и мерзкие журналисты, готовые врать ради сенсации, и проникновенная речь матери Джуэлла, упаковавшая все смыслы фильма в одно мощное высказывание. Сделай такое кто другой — получилась бы очередная драматическая манипуляция, в лучшем случае проходной oscar-bait. Иствуд же вылепил из этой истории по-настоящему сильное кино, которое незаслуженно обошли стороной в наградном сезоне.

Клинт Иствуд в роди Эрла Стоуна на кадре из фильма «Наркокурьер»

Клинт Иствуд в роди Эрла Стоуна на кадре из фильма «Наркокурьер»

Казалось, что Клинт Иствуд, которому в 2018-м почти минул девятый десяток, вряд ли снова сыграет в собственном кино — уж слишком почтенный возраст и слишком сложные истории для, казалось бы, уже пожилого актёра. Но живой классик обманул зрителей вновь: в «Наркокурьере» Иствуд мало того что исполнил главную роль, так ещё и воплотил образ пенсионера Эрла Стоуна, от нехватки денег вынужденного развозить наркотики по всей Америке. Причём в этом фильме Клинт порой выглядит даже живее, чем Брэдли Купер или Майкл Пенья: его неполиткорректный, циничный, но бесконечно обаятельный старикан воплощает собой не просто рухнувшую американскую мечту, но и, судя по всему, один из страхов режиссёра — отдать всю свою жизнь карьере и потерять семью.

Брэдли Купер в роли Криса Кайла на кадре из фильма «Снайпер»

Брэдли Купер в роли Криса Кайла на кадре из фильма «Снайпер»

Фильм, за который Иствуду серьёзно досталось от либеральной голливудской общественности — мол, он романтизирует войну и показывает очередную историю о том, как бравые американские солдаты убивали людей в Ираке (что, впрочем, не помешало картине заработать шесть номинаций на «Оскар» и сумасшедшие для её жанра 550 миллионов в прокате). За мнимой консервативной повесткой, впрочем, здесь скрывается проникновенное кино о посттравматическом синдроме и обратной стороне американского героизма, по силе высказывания вполне способное соперничать со, скажем, «Повелителем бури». Отдельного упоминания достоин трагический финал, который кинематографистам пришлось менять в последний момент, потому что реального Кайла, до этого консультировавшего Иствуда по вопросам сценария, убил в 2013-м другой бывший солдат с ПТСР.

Клинт Иствуд в роли Уолта Ковальски на кадре из фильма «Гран Торино»

Клинт Иствуд в роли Уолта Ковальски на кадре из фильма «Гран Торино»

Одна из самых заметных поздних работ Иствуда-актёра и очередной великий фильм Иствуда-режиссёра. В «Гран Торино» он играет ворчливого ветерана Корейской войны, доживающего свой век в американской провинции и волею случая втянутого в разборки иммигрантских банд, которые он поначалу жестоко презирает. По сути, фильм — этакий неовестерн, вобравший в себя многие элементы традиционного американского жанра: есть герой-одиночка, субъект уже прошедшего времени, не способный принять условия новой эпохи; есть в конце концов история искупления человека, которому приходится принять непростой факт, что иммигранты бывают разные. Только вместо верного коня тут — старенький «Гран Торино», а револьверы заменили сложенные в виде пистолета пальцы. Зато на месте знакомый прищур и харизма Клинта Иствуда, с годами никуда не исчезнувшая.

Анджелина Джоли в роли Кристин Коллинз на кадре из фильма «Подмена»

Анджелина Джоли в роли Кристин Коллинз на кадре из фильма «Подмена»

Иствуд всегда умел работать с актёрами и давать им нетипичные роли. Комедийный артист Пол Уолтер Хаузер у него преобразился в чуть ли не главного американского мученика Ричарда Джуэлла, а Анджелина Джоли, в нулевые считавшаяся секс- символом эпохи, воплотила образ страдающей матери в «Подмене». С другой стороны, не один этот перформанс делает кино таким особенным. Здесь есть и типичная сюжетная линия противоборства человека и государства, и любовь режиссёра к документальным историям, но первична, что важнее, трогательная драма о личности, затерявшейся на фоне беспощадной эпохи. Скорбящая Кристин Коллинз продолжает искать своего сына, но все её попытки, думается, будут бессмысленны, пока общество и люди не сменят злобный оскал на сочувствие и поддержку.

Кевин Бейкон в роли Шона на кадре из фильма «Таинственная река»

Кевин Бейкон в роли Шона на кадре из фильма «Таинственная река»

Редкий случай, когда история, рассказанная Иствудом, не имеет реальной основы. Зато имеет книжный оригинал: «Таинственная река» — это экранизация одноимённого детектива Денниса Лихейна, повествующего о приятелях, спустя долгие годы сведённых судьбой из-за жуткого происшествия — убийства дочери одного из них. Режиссёр не скупится на мрачную реалистичность: его фильм из тех, что транслирует героев и их судьбы без фальшивого оптимизма, а значит, не предвещает никакого хеппи-энда и уж тем более финальных нравоучений. О чём «Таинственная река» в общих чертах? Не так уж и важно. О тонкой грани закона, о моральном грузе, который некоторым из нас предстоит волочить всю оставшуюся жизнь, наконец, о безумной вендетте, ослепляющей мстителя, — обо всём и ни о чём. Хотя, конечно, как и всегда у Иствуда, прежде всего — о маленьких людях, столкнувшихся с большими обстоятельствами.

Хилари Суэнк в роли Мэгги Фицджеральд на кадре из фильма «Малышка на миллион»

Хилари Суэнк в роли Мэгги Фицджеральд на кадре из фильма «Малышка на миллион»

Фильм, благодаря которому Иствуд получил второй оскаровский «дубль» — призы за лучшего режиссёра и лучший фильм (а также помог взять статуэтки Хиллари Суэнк и Моргану Фриману). Это суровая драма о пожилом тренере по боксу, чей последний ученик ушёл к другому менеджеру, оставив его ни с чем. Последняя надежда — боевая Мэгги Фицджеральд, с которой поначалу герой, по всем канонам жанра, отказывается работать. Иствуд вообще очень хорошо умеет брать условно «банальные» истории и рассказывать их так, как никто до этого. По всем внешним признакам «Малышка на миллион» должна была стать простецкой спортивной драмой, но то ли из-за жестокого натурализма, то ли из-за выверенной режиссёрской интонации получилось уникальное кино, вполне заслуженно взявшее все свои многочисленные награды.

Кен Ватанабе в роли генерала Курибаяси на кадре из фильма «Письма с Иводзимы»

Кен Ватанабе в роли генерала Курибаяси на кадре из фильма «Письма с Иводзимы»

Фильмы о Второй мировой, понятное дело, не редкость, и сделать новое кино на эту тему по-настоящему оригинальным с каждым годом становится всё сложнее. Иствуд, может, и не пытался представить уникальный взгляд на войну, но у него получилась одна из самых пронзительных американских антимилитаристских драм. «Письма с Иводзимы», снятые не только в большинстве своём с японскими актёрами, но ещё и во многих эпизодах на японском языке, рассказывают историю битвы при Иводзиме глазами «вражеских» войск. Здесь и проявляется истинная гуманистическая натура режиссёра: вместо прославления американской армии он отправляется в тыл неприятеля, прямо к тем, кто убивал его соотечественников, и пытается (разумеется, в итоге удачно) увидеть человеческую трагедию по другую сторону баррикад. Если вам по какой-то странной причине до сих пор кажется, что Иствуд — глубоко консервативный человек, воспевающий культуру янки, то «Письма с Иводзимы» вас переубедят. Настолько радикально размышлять на тему американской травмы может, кажется, только этот режиссёр.

Райан Филипп в роли Джона Брэдли на кадре из фильма «Флаги наших отцов»

Райан Филипп в роли Джона Брэдли на кадре из фильма «Флаги наших отцов»

Интересно, что битву при Иводзиме Иствуд рассматривает сразу с двух позиций: американской и японской. Смотреть «Письма» без «Флагов наших отцов» — всё равно что остановиться во время джексоновской трилогии «Властелин колец» на середине второй части. Два этих фильма образуют эффектную антивоенную дилогию и как нельзя лучше работают в совокупности, дополняя друг друга и идейно, и стилистически. Просто «Флаги наших отцов» не только о войне, но и о том, как живут её герои после. Ставшие чуть ли не современными мифологическими персонажами, бравые солдаты отправляются… продавать военные облигации. Контраст двух частей — экшен-сцен из боя при Иводзиме и безрадостной судьбы протагонистов — создаёт гнетущее ощущение, а что важнее, задаёт крайне неожиданный вопрос: «А была ли победа? И если была, то стоила ли она того?»

Мэрил Стрип в роли Франчески на кадре из фильма «Мосты округа Мэдисон»

Мэрил Стрип в роли Франчески на кадре из фильма «Мосты округа Мэдисон»

К 1995 году Иствуд ещё не успел зарекомендовать себя как режиссёр-хамелеон, способный справиться с любым жанром. И поэтому когда он объявил, что собирается экранизировать сентиментальный роман «Мосты округа Мэдисон» — о коротком романе женщины из Южной Италии и свободолюбивого фотографа, — общественность сочла это шуткой. Каково же было удивление людей, когда из книги, считавшейся проходной литературой «для домохозяек», Иствуд сделал тонкое кино о том, что даже мимолётная любовь может оставить след на всю жизнь (забавно, кстати, что фильм со схожей темой вышел в один год с «Перед рассветом» Линклейтера). Тут он тестирует и свою режиссёрскую гибкость, и диапазон актёрского мастерства — Клинт сам играет фотографа Роберта, персонажа для него не слишком типичного. И в такой мелодраматической роли выглядит ничуть не хуже Мерил Стрип, с которой делит экран.

Кевин Костнер в роли Матча Хейнса на кадре из фильма «Совершенный мир»

Кевин Костнер в роли Матча Хейнса на кадре из фильма «Совершенный мир»

После оскаровского триумфа «Непрощённого» Иствуд занялся этой криминальной драмой о преступнике, который, сбежав из тюрьмы, берёт в заложники маленького мальчика. Их отношения, правда, быстро выходят за рамки дуэта «узник-похититель». Для парня осуждённый беглец становится чем-то наподобие отца, которого у того никогда не было. Для преступника же мальчик оказывается долгожданном шансом на искупление, способом обнаружить в себе ранее незнакомую чувственность. Выходит, что Клинт Иствуд два раза подряд снял пронзительные криминальные драмы о травмированных людях, которые слишком поздно получают шанс исправиться, — и хотя «Совершенный мир» уступает «Непрощённому», это всё ещё первоклассное кино с одной из лучших ролей Кевина Костнера.

Клинт Иствуда в роли Билла Муни на кадре из фильма «Непрощённый»

Клинт Иствуда в роли Билла Муни на кадре из фильма «Непрощённый»

Есть что-то ироничное и одновременно очень закономерное в том, что Клинт Иствуд — вероятно, последний большой герой вестернов — в итоге и похоронил этот жанр в его классическом виде. «Непрощённый» рассказывает о том, что происходит с крутыми ковбоями после того, как они ускакали в закат. Герой Иствуда здесь — бывший стрелок, ставший скучным фермером и спокойным семьянином. Но когда его семье угрожают, ему приходится отправиться на последнее кровавое дело. И в данном случае «последнее» — не просто удобный жанровый троп: Иствуд безжалостен как к своим персонажам, так и к вестерновым штампам. Он деконструирует знакомую эстетику и подвергает её мощной ревизии: в «Непрощённом» крутой ковбой может оказаться полуслепым идиотом, а справедливость так и останется всего лишь красивым словом.

Именно после «Непрощённого» мир окончательно узнал о таланте Иствуда- постановщика: как итог — охапка «Оскаров», в том числе за лучший фильм и режиссёра. По-хорошему, Иствуд должен был получить и «лучшую мужскую роль»: более красивого итога его ковбойской карьеры сложно и придумать. Но, к сожалению, не сложилось — награду в тот год забрал Аль Пачино за «Запах женщины».

Спенсер Стоун в роли самого себя на кадре из фильма «Поезд на Париж»

Спенсер Стоун в роли самого себя на кадре из фильма «Поезд на Париж»

Иствуд уже разоблачал феномен американского героизма, но здесь он это сделал, кажется, наиболее бескомпромиссно. Главные герои — трое бравых военных, которые остановили теракт в поезде на Париж. Фильм не только основан на реальной истории: в нём ещё и играют те самые люди, что предотвратили катастрофу. Энтони, Алек и Спенсер на протяжении всей картины путешествуют по Европе, разговаривают о незначительных вещах, а в конце сталкиваются с подрывником. Неспешный темп ленты (за него, кстати, кино неоднократно критиковали) и бессобытийность тут работают для одного конкретного эффекта — ощущения случайности так называемого героизма. Настоящий подвиг рождается из набора, возможно, никак не связанных между собой ситуаций, ряда совпадений. Иствуд, понятное дело, не обесценивает поступок персонажей, но пытается смотреть на него через лишённую пафоса призму обыденности. И это, поверьте, значительно круче большинства фильмов о героях современности.

Том Хэнкс в роли Чесли Салленбергера на кадре из фильма «Чудо на Гудзоне»

Том Хэнкс в роли Чесли Салленбергера на кадре из фильма «Чудо на Гудзоне»

В своих последних режиссёрских работах Иствуд последовательно изучает феномен американского героизма — и показывает мир, в котором тех самых героев больше никто не ждёт и не ищет. Крис Кайл из «Снайпера» остаётся психологически травмированным и умирает от руки такого же сломленного соотечественника, Ричарда Джуэлла обвиняют в организации теракта, который он предотвратил. А Чесли Салленберга (очередная отличная роль Тома Хэнкса) — пилота, который спас пассажирский рейс, посадив самолет на реку Гудзон в Нью-Йорке, — авиакомпания обвинит в халатности: мол, он мог бы долететь до аэропорта и не разбивать воздушное судно об воду. Иствуд рисует мрачный портрет современной Америки, где любой благородный поступок должен пройти через миллион бюрократических инстанций, прежде чем будет одобрен.

Клинт Иствуд в роли Дожди Уэйлса на кадре из фильма «Дожди Уэйлс — человек вне закона»

Клинт Иствуд в роли Дожди Уэйлса на кадре из фильма «Дожди Уэйлс — человек вне закона»

Это кино стало для Иствуда своеобразной пробой пера наряду с такими фильмами, как «Бродяга высокогорных равнин» и «Санкция на пике Эйгера». Эдакое жанровое упражнение, которое поможет овладеть всеми важными приёмами и посмотреть на самого себя по другую сторону камеры. Солдаты-северяне убили всю семью Джоси Уэйлса, и теперь он выходит на тропу мести. Южане уже проиграли в войне, а сам герой, как можно понять по названию, оказывается вне закона. Уже здесь прослеживается любимый архетип Иствуда: личность перед лицом монументальных исторических событий, ставшая, в общем-то, их жертвой. Уэйлс — персонаж, который выпал из времени, человек-анахронизм, и его путешествие во имя возмездия метафорически отображает путь классического героя вестерна, которому скоро придётся уйти в небытие и дать дорогу куда более сложным ревизионистским персонажам.


Текст: Ефим Гугнин, Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?