Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Вечное возвращение кокни

Пройдя двадцатилетний путь – от фильма «Карты, деньги, два ствола» и до недавних «Джентльменов», – Гай Ричи убедил зрителей в одном: он нисколько не потерял своё творческое реноме хулигана и главного подрывника криминального жанра. Мастер клипового монтажа, извилистых и пересекающихся сюжетов, достигающих своего апогея в градации жестокости и фарса, Ричи успешно и быстро вписался в англо-американскую кинокультуру – для этого режиссёру потребовалось снять всего две картины («Карты деньги, два ствола», а через пару лет – «Большой куш»).

Добавить в закладки
Вечное возвращение кокни

Но своё чуть ли не самое главное признание Ричи получил в России: циничные воротилы, уличная шпана и богачи с тёмным прошлым – его слоёные торты криминальных сюжетов будто бы рефлексировали недавнее потрясение страны, в которой происходило первоначальное накопление капитала. Безусловно, что-то в Ричи выдаёт не британский, а «наш», сугубо русский дух. И дело не только в русских олигархах, карикатурно появляющихся под «Калинку-малинку», чтобы отрубить кому-нибудь руки.

Гай Ричи

Но Ричи отличают и чисто британские атрибуты: его фильмы пестрят не только особой уголовной романтикой Ист-Энда, но и английским педантизмом. Костюм- тройка, в который влезают ричиевские мафиози-педанты, модная твидовая одежда, а также дорогостоящие часы, которые соседствуют в кадре с пистолетами, – Ричи привнёс в кровавый мир повседневных разборок необходимое франтовство и элегантность. Особенно это заметно по «Джентльменам» – эффектному и развязному возврату Ричи к эстетике ранних фильмов: здесь льётся много крови, слетевшие с балкона трупы снимаются на смартфоны, брань сыпется штукатуркой, но мачистские манеры и стиль продолжают соблюдаться неукоснительно. Порой удивляешься тому, как герои Ричи излучают своё очарование прямо на ходу – умудряются ухаживать за бородой, палить из пистолетов и рассекать по Лондону, ни разу не запачкав свой элегантный плащ. Сочетание брутальности и галантных манер – главный признак мужественности, если формулировать понятие на основе нарциссистской вселенной Гая Ричи.

Гай Ричи

Это одна из причин, почему картины британца всегда будут смотреться остро и драйвово. Он заложник своего стиля – уникального, дерзкого, ни за кем, кроме Ричи, не закреплённого. Конечно, в его фильмографии случались сомнительные моменты, при сотрудничестве с Disney безукоризненный стиль режиссера пострадал в угоду помпёзности, коммерческим дивидендам и студийным компромиссам. Но недавние «Джентльмены» идеально сработали в качестве авторского извинения за карьерный простой. Впрочем, в этом фильме Ричи ещё и умудрился поиронизировать над самим собой – над хулиганским стилем и повседневной жизнью бандитов, значительно поменявшейся спустя десятилетие (с момента выхода «Рок-н-ролльщика»). Иронический флёр, склонность к подрыву жанров и сюжетных шаблонов всегда были важной составляющей режиссёрской стратегии Ричи. «Револьвер» – прекрасное тому доказательство. Возможно, самый радикальный опыт Ричи, где тот умело пожонглировал на территории интеллектуального европейского кино. Даже обе части «Шерлока Холмса» были по-своему дерзким экспериментом – любопытно то, как Ричи перезапускал поезд литературной «холмсианы», поставив её на рельсы многомиллионного блокбастера.

Гай Ричи

Лихорадочные истории Ричи всегда поэтичны и музыкальны – не только оформлением эпизодов на монтажном этапе в клиповую вакханалию (и все прекрасно знают, что Ричи начинал карьеру как автор музыкальных клипов и рекламных роликов), но и бесконечной болтовней, которая превращается в музыку лондонского захолустья. Ругаются здесь тоже красиво – особенно те персонажи, что говорят на просторечном кокни (один из многих британских диалектов, который ассоциируется с восточной частью Лондона) с его неповторимым сленгом.

Не менее удивительно, что Ричи превратил своё режиссёрское имя в красочный эпитет и номинальный образец – примерно так, как это произошло с Тарантино. Ричиевский криминал – особое художественное пространство, нисколько не потерявшее в лихости, дерзости и остроумии. Пространство, которое продолжает обогащаться и расширяться.

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?