Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

Воин с большими глазами

Джеймс Кэмерон сейчас корпит над сиквелами «Аватара», но это не единственный долгожданный проект, который знаменитый режиссер готовит к прокату

Добавить в закладки
Воин с большими глазами

Когда мы думаем о киберпанке, мы обычно вспоминаем об американских книгах и голливудских картинах. Однако, кажется, никто в мире не воспринял идеи мрачной фантастики о компьютерных сетях и киборгах с таким энтузиазмом, как японские создатели комиксов и мультфильмов.

Почему так вышло? Не будем вдаваться в обширный вопрос, для ответа на который можно было бы написать целую книгу. Просто констатируем: в Японии 1980-х киберпанк вошел в моду, и на рынок хлынули произведения на эту тему. В частности, киберпанковские сюжеты были у целого ряда тогдашних мультфильмов, созданных для продажи на видео и рассчитанных на более взрослую публику, чем телевизионные мультсериалы.

Среди прочих в 1993 году был выпущен двухэпизодный видеосериал Ganmu (буквально «Сны оружия»), созданный известной студией Madhouse. Как и многие проекты такого рода, он представлял собой рекламу популярного комиксного цикла. Режиссер Хироси Фукутоми превратил два первых тома комикса Юкито Кисиро в законченное часовое повествование. Желающим узнать больше предлагалось купить и прочесть Ganmu на бумаге.

Всего через два года, в 1995-м, комикс Ganmu и видеосериал были выпущены в США под названиями Battle Angel Alita («Боевой Ангел Алита») и Battle Angel («Боевой ангел») соответственно. Для того времени подобные переименования были обычной практикой. Издатели старались придумать как можно более завлекательные названия с точки зрения их представления о рынке.

Вообще-то, героиню комикса Кисиро звали не Алита. Потерявшая память девушка-киборг получила имя в честь кота, который принадлежал оживившему героиню киберэксперту Дайсуке Идо. Кот был самцом, и звали его Гарри или Галли (японцы не различают звуки «р» и «л»). Это была одна из шуток комикса – девушка с мужским именем. Американские переводчики комикса решили, что в их стране «девушка Гарри» будет слишком странной, и переименовали героиню в Алиту, взяв первое попавшееся красивое и необычное имя. Переводчики мультфильма так далеко не зашли и просто называли киборга Галли.

В Японии видеосериал Ganmu был едва замечен, а вот в Америке, которая только начала смотреть японский киберпанк, «Боевой ангел» стал культовым и приохотил многих к чтению японских комиксов. Очень уж зрителям хотелось выяснить, какие еще приключения ждут Галли-Алиту.

Кисиро придумал целый мир XXVI века, в котором «высокая» цивилизация ушла в небо (летающие города!) и в космос, а поверхность земли превратилась в криминогенную свалку. Киборгизация стала повсеместной, и некоторые люди фактически превращены в роботов. Человеческое у них только сознание. Все остальные – изощренный механизм, более или менее человекоподобный и порой дополненный оружием.

Алита как раз «полный киборг». В зачине комикса Дайсуке Идо находит ее торс в мусоре, определяет, что голова еще работает, и наделяет Алиту новым механическим телом. Придя в себя и немного освоившись, героиня обнаруживает, что ничего не помнит о своем прошлом, но зато мастерски владеет боевым искусством. Это позволяет Алите на равных сражаться с куда более мощными созданиями – в частности, с киборгами-преступниками, за охоту на которых хорошо платят.

Так начинается драматичный боевой путь Алиты, усыпанный трупами врагов и телами друзей. Героиня беспрестанно рискует, пытаясь найти свое место в мире и узнать, откуда она взялась. Это жесткое и увлекательное приключение, которое в конце 1990-х заворожило самого Джеймса Кэмерона.

Режиссер «Терминатора», «Чужих» и «Титаника» узнал о существовании «Алиты» от своего коллеги Гильермо дель Торо, большого поклонника японских комиксов и анимации и обладателя солидной коллекции и того и другого. Кэмерон был столь впечатлен, что решил превратить комикс Кисиро в голливудский блокбастер, и студия Fox немедленно его поддержала, зарегистрировав в 2000 году интернет-домен для рекламного сайта будущего фильма.

Кадр из фильма «Алита: Боевой ангел»

Режиссер сам написал сценарий вместе со сценаристкой «Александра» Лаэтой Калогридис. Предполагалось, что съемки начнутся в середине 2000-х. Но затем Кэмерон увлекся «Аватаром», и «Алита» отправилась в долгий ящик. Впрочем, похоже, что она от этого выиграла. Задуманный режиссером фильм требовал сложнейших компьютерных эффектов, которые в 2000-х еще не достигли нужного уровня.

Кэмерон мог запуститься с «Алитой» после выхода «Аватара», но рекордные сборы фильма в 2009 году потребовали, чтобы режиссер вернулся на виртуальную Пандору для съемок сиквелов. Кэмерону очень хотелось самому снять «Алиту», и он надеялся, что сделает это, когда закончит новых «Аватаров». Однако когда работа над фильмами затянулась, режиссер скрепя сердце решился передать «Алиту» талантливому коллеге и оставить себе лишь кресла сценариста и продюсера.

В октябре 2015 года работу получил Роберт Родригес, создатель «Отчаянного», «От заката до рассвета» и «Детей шпионов», а также постановщик «Города грехов». Изначально Кэмерон привлек коллегу к сокращению трехчасового сценария, к которому прилагалась 600-страничная подборка разрозненных мыслей и идей. Когда Родригес помог привести текст в божеский вид, Кэмерону так понравилось с ним работать, что он передал Родригесу режиссерское кресло.

Съемки картины с колоссальным бюджетом в 200 миллионов долларов прошли с октября 2016 года по февраль 2017 года. С тех пор группа работает над колоссальным объемом спецэффектов, главным из которых является заглавная героиня.

Крутость новой экранной Алиты в том, что это исключительно реалистичное компьютерное изображение. Конечно, рисованными персонажами нас не удивить, и главных рисованных героев мы тоже видели – в том же «Аватаре» или в цикле «Планета обезьян». Но Алита куда больше похожа на человека, чем пандорские на’ви или разумные обезьяны. Ее механические конечности движутся как обычные руки, а ее голова отличается от человеческой только необычно большими глазами (отсылка к типичной японской эстетике). Как известно, нет более трудной художественной задачи, чем убедительное воссоздание человека, потому что наши глаза распознают малейшие неточности. Команда Родригеса и Кэмерона практически решила эту задачу. Мы вправе об этом говорить, потому что видели фрагменты «Алиты» не на мониторе, а на экране кинотеатра. Главная героиня так хорошо смотрится, что приходится напоминать себе, что это спецэффектный мираж, а не настоящий киборг из будущего.

Кадр из фильма «Алита: Боевой ангел»

Реалистичность Алиты для фильма очень важна, поскольку кино расскажет не только о подвигах героини, но и об ее душевном пути. Мы увидим, как она дружит, как влюбляется, как обретает веру в себя, как меняется под влиянием обстоятельств… Если картина не убедит зрителей в реальности Алиты, то публика не сможет сопереживать девушке. Но похоже, что за это Родригес может быть спокоен – Алита очень достоверна, обаятельна и трогательна. Кстати, в фильме она выглядит старше, чем в мультсериале, где героиня казалась маленькой девочкой и шокировала, когда начинала воевать. В блокбастере переход не столь радикальный и более правдоподобный.

Понятно, Алита такая не одна. Как и автор комикса в первых томах, создатели фильма выстроили в кадре футуристический город и населили его обычными людьми, рядовыми киборгами и кошмарными существами, в которых больше от монстра, чем от механизированного человека.

Душевность душевностью, а Алита идет на экраны прежде всего для того, чтобы биться насмерть. Причем не только в схватках со злодеями, но и на поле для игры «моторбол». В комиксах это сочетание гонок на роликах и гладиаторских боев. Пока что мы не знаем, как моторбол будет изображен в кино. Зато известно, что Кэмерон так хотел показать этот спорт, что вписал его в сценарий, хотя в комиксах Алита начинает заниматься моторболом после тех событий, на которых основан фильм.

Кадр из фильма «Алита: Боевой ангел»

У картины будет американский «подростковый» рейтинг PG-13, но этого не стоит пугаться. Насилие против киборгов и роботов рейтинговое агентство оценивает не так пристрастно, как насилие против людей, так что Алите позволили рубиться не по-детски. У фильма был бы рейтинг R, если бы героиня аналогично расправлялась с людьми.

Из известных актеров в ленте заняты Кристоф Вальц (он сыграл кибердоктора Идо, который теперь Дайсон, а не Дайсуке), Дженнифер Коннелли, Махершала Али, Эд Скрейн, Мишель Родригес и Джеки Эрл Хейли. Как видите, это не слишком звездное кино, но яркие исполнители в наличии. Главную героиню с помощью технологии «захвата мимики и движений» сыграла Роза Салазар из цикла молодежных блокбастеров «Бегущий в лабиринте».

Пока еще рано обсуждать коммерческие перспективы ленты и вероятность того, что у нее будут сиквелы. Но если картина «зайдет», то с продолжениями проблем не будет. Материала Кисиро сочинил много, и экранная Алита может еще долго странствовать по Земле и по Солнечной системе. Была бы зрительская любовь, а за героиней не заржавеет. Она же из металла будущего!

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?