Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Воспитание миллениалов: как семейное кино сформировало ценности поколения?

Подходит время подводить итоги года и в воздухе опять витает убеждение, что кинематограф «обнищал», фестивальные награды потеряли престиж, а блокбастеры захлебнулись в самоповторах. Мы в редакции Film.ru решили проверить так ли это и повернуть время вспять. Весь декабрь мы будем вспоминать главные фильмы 1983-го, 1993-го, 2003-го и 2013-го годов, чтобы отследить тенденции и трансформации в кинематографе и ответить на сакраментальный вопрос: раньше и правда было лучше?

Добавить в закладки
Воспитание миллениалов: как семейное кино сформировало ценности поколения?

Те, кто родился между 1981 и 1996 годами, наверняка помнят коллекции видеокассет, а чуть погодя и стопки дисков — источники незамутненной радости. Просмотр фильмов в детстве не мог не отразиться на общих чертах поколения: юные зрители с жадностью впитывали сюжеты, подражали любимым героям и усваивали уроки жизни у людей по ту сторону экрана. 1993 год занимает особое место в миллениальском сердце. Россыпь семейных фильмов и сентиментальных ромкомов позволяет проанализировать, как те или иные картины повлияли на повзрослевших детей и подростков 90-х. 

Семейные ценности

В 1993 году состоялись премьеры двух знаковых фильмов — сиквела «Семейки Аддамс» и «Миссис Даутфайр» с Робином Уильямсом. На первый взгляд картины имеют мало общего: первая рассказывает о причудливой фамилии из склепа, вторая — о разводе родителей. Но и Барри Зонненфельд, и Крис Коламбус на свой лад рассуждают о семейных ценностях.

Кристина Риччи в роли Уэнсдэй на кадре из фильма «Ценности семейки Адамс»

Кристина Риччи в роли Уэнсдэй на кадре из фильма «Ценности семейки Адамс»

Кто, если не Аддамсы, показал миллениалам, что быть странным — чрезвычайно круто? После премьеры недавнего хита «Уэнсдей» эксцентричная семейка снова оказалась в тренде. Зумеры повторяли танец героини Дженны Ортеги, а миллениалы начали вспоминать Аддамсов своего времени. Возможно, герои Зонненфельда повлияли на поколение гораздо больше, чем мы могли себе представить. Отбросим очевидную любовь подростков к черному цвету в одежде. Речь больше о примере сплоченности родственников. Аддамсы выступали сатирой на безупречную американскую семью, но при этом сами оказались воплощением идеала. Члены фамилии безоговорочно поддерживают друг друга, для каждого нет ничего важнее, чем благополучие близких. Союз Мортиши (Анжелика Хьюстон) и Гомеса (Рауль Хулиа) — пример здоровых отношений, партнеры уважают друг друга и даже спустя годы не забывают о романтике. Супруги словно бы проживают бесконечный медовый месяц. Жуткая пара на экране определенно многому научила тех, кто по разным причинам был лишен возможности наблюдать за всепоглощающей любовью собственных родителей. 

Робин Уильямс в роли Дэниела на кадре из фильма «Миссис Даутфайер»

Робин Уильямс в роли Дэниела на кадре из фильма «Миссис Даутфайер»

«Миссис Даутфайр» построена иначе: никакого трепета и любви в семье Дэниэла Хиларда больше нет, впереди — тяготы развода. Авторы не особенно сосредотачиваются на деталях взаимоотношений родителей. Ясно одно: героиня Салли Филд чувствует себя несчастной в браке. Картина могла превратиться в историю в духе «Крамер против Крамера» или, напротив, оказаться стандартным ромкомом со слащавым финалом. Но Крис Коламбус принимает решение снять реалистичную картину, которая завершается на воодушевляющей ноте. Режиссер показывает, что развод не является концом света ни для кого из участников процесса. Мама и папа могут разойтись, и это совершенно нормально. Миллениалы давно усвоили урок, что семья не обязательно должна быть нуклеарной, а поддерживать хорошие отношения с каждым родителем можно и без сожительства под одной крышей. Интересно, насколько фильм «Миссис Даутфайр» бессознательно повлиял на подросшее поколение? Можно сделать как минимум следующий вывод: сегодня для многих гораздо важнее сохранить психологическое состояние и выбрать себя, чем держаться за брак, который уже не спасти. 

Уроки романтики: одиночество в Сети и открытость к психотерапии 

В последнее время в Интернете можно наткнуться на видео и статьи, которые объясняют причину миллениальской тревожности и грусти через старые фильмы. Недовольная своей фигурой (совершенно нормальной) Бриджит Джонс стала виновницей расстройства пищевого поведения юных девушек, а Вивиан Уорд («Красотка») дала надежду, что очаровательный миллионер может в один прекрасный день спасти от всех бед. 1993-й оказался не самым травмирующим годом: на экраны выходят два фильма с романтическим сюжетом — «Неспящие в Сиэттле» и «День сурка». Связующим звеном меланхоличной картины Норы Эфрон и фэнтезийной комедии Харольда Рэмиса является тема одиночества. Персонажи обоих фильмов — заблудшие души, которые в конце концов обретают гармонию. Сэм (Том Хэнкс) переживает потерю жены, а Энни (Мег Райан) катается по ночному городу и пытается разобраться в своих желаниях. Компанию героям мог бы составить Фил Коннорс (Билл Мюррей): он и вовсе застрял в одном дне. Разумеется, причину одиночества миллениалов стоит искать вовсе не в кино. Но давайте представим, что сюжеты романтических фильмов могли так или иначе сформировать у зрителей определенную модель поведения.

Мег Райан в роли Энни на кадре из фильма «Неспящие в Сиэттле»

Мег Райан в роли Энни на кадре из фильма «Неспящие в Сиэттле»

У Сэма и Энни складывается довольно причудливый романтический союз: герои встречаются в финале картины и чувствуют родственность душ без личного общения. Спустя десятилетия подростки, первые пользователи социальных сетей, будут влюбляться в незнакомцев по ту сторону экрана компьютера. Связь на расстоянии станет обычном делом для поколения, чья отчужденность лишь усугубилась с появлением новых технологий. Стоит ли удивляться, что миллениалы влюблялись в выдуманный образ? Нора Эфрон научила мечтать — каждому хотелось разделить одиночество с идеальным партнером и получить собственный сентиментальный хеппи-энд. 

Билл Мюррей в роли Фила на кадре из фильма «День Сурка»

Билл Мюррей в роли Фила на кадре из фильма «День Сурка»

«День сурка» успели проанализировать со всех сторон. Как правило, сюжеты со временной петлей — кладезь спрятанных метафор. В контексте нашего разговора интересно взглянуть на героя Билла Мюррея через психотерапию. «Завтра» для телевизионщика наступает тогда, когда он осознает все ошибки и вступает на путь личностного роста. Повзрослевшие миллениалы начали уделять особое внимание ментальному здоровью: ковыряться в старых ранах, находить смелость взглянуть в лицо травмам, быть бережным к себе и другим. Фила Коннорса можно воспринимать как одного из тех героев, которые научили зрителей заземляться и обращать внимание на свои поступки. Лишь разобравшись в себе, мужчина смог шагнуть в будущее и построить счастливые отношения. Чем не пример для подражания? 

Поколение защитников окружающей среды и любителей животных

В 1990-е вышло немало фильмов о животных. Чего только стоит популярная франшиза «Бетховен» об очаровательном сенбернаре. 1993 год ознаменовали премьеры двух картин жанра: «Освободите Вилли» и «Дорога домой: Невероятное путешествие». Первая рассказывает историю дружбы мальчика и косатки, а вторая — приключенческая сага домашних питомцев: два пса и кошка оказываются вдали от дома и отправляются обратно к хозяевам. 

Джейсон Джеймс Рихтер в роли Джесси на кадре из фильма «Освободите Вилли»

Джейсон Джеймс Рихтер в роли Джесси на кадре из фильма «Освободите Вилли»

Четко прослеживается влияние условно детских картин на уже взрослых миллениалов. «Освободите Вилли» критикует огромные корпорации, которые зарабатывают деньги на эксплуатации животных. Ни для кого не секрет, что миллениалы намного больше озабочены окружающей средой и защитой братьев наших меньших, чем предыдущее поколение. Нынешние тридцатилетние родители скорее отправятся в совместный поход с семьей, чем в цирк или дельфинарий. 

Хороший мальчик Раттлер в роли Шанса на кадре из фильма «Дорога домой: Невероятное путешествие»

Хороший мальчик Раттлер в роли Шанса на кадре из фильма «Дорога домой: Невероятное путешествие»

«Дорога домой: Невероятное путешествие» поднимал менее серьезные вопросы, но тем не менее мог оказать значительное влияние на детей 90-х. Посудите сами: сегодня подросшие, но не до конца повзрослевшие миллениалы охотнее заводят домашних питомцев и помогают приютам для животных. А очаровательные собаки и кошки и вовсе стали звездами Сети. Спустя годы фильм об удивительном путешествии пушистой троицы нисколько не устарел. Напротив, пересмотрев картину из детства, можно вспомнить, почему мечты о маленьком друге так и не улетучились. 

Лучшие друзья миллениалов — это ведьмы

В 1990-е ведьмы были повсюду: «Зачарованные», «Сабрина — маленькая ведьма», «Практическая магия». Девочки по всему миру мечтали колдовать и основать собственное сообщество волшебниц. Можно с разных сторон рассмотреть, как героини со сверхъестественными способностями повлияли на поколение миллениалов: одни увлеклись охотой на салемских ведьм, другие погрузились в увлекательные сюжеты ради побега от реальности, третьи с легкостью поверили в силу магического мышления. 

Сара Джессика Паркер в роли Сары на кадре из фильма «Фокус-покус»

Сара Джессика Паркер в роли Сары на кадре из фильма «Фокус-покус»

1993-й не стал исключением и подарил зрителям еще один экранный ковен. «Фокус-покус» во многом выделяется среди прочих картин жанра: сестры Сандерсон изображены злодейками и карикатурными «старыми ведьмами». Но миссия фильма Кенни Ортега заключается в другом: быть может, героини «Фокус-покуса» и не очаровательные волшебницы с добрыми намерениями, но родственницы демонстрируют неподдельную силу сестринства. Крепкие отношения Винифред, Мэри и Сары получили развитие в недавнем сиквеле фильма. Во второй части авторы переносят зрителей в подростковые годы героинь, против которых была настроена вся деревня. Лишь сплоченность (и коварство) помогает сестрам выжить и посвятить себя ведьмовству. Продолжение оригинала полностью построено на мотиве дружбы: девочки-подростки из XXI века встречаются лицом к лицу с легендарными колдуньями. Каждая троица видит друг в друге не только врагов, но и команду подруг. К финалу властная Винифред и вовсе отказывается от могущественных сил, чтобы остаться с любимыми сестрами. Салемские ведьмы тридцать лет учат зрителей быть преданным другом. А это, как известно, гораздо важнее фокусов-покусов. 

1990-е — лучшее время, чтобы быть ребенком?

Совершенно нормально оглядываться в прошлое и романтизировать детские годы. Ностальгии способствует любая мелочь: стоит Дженнифер Энистон выложить пост с коллегами по съемочной площадке, как рука сама тянется в десятый раз включить «Друзей». Нужно ли упоминать многочисленные голливудские ремейки фильмов из 1990-х? Disney пытается переплюнуть самих себя и монетизировать тоску по старым добрым денькам, но в сердцах миллениалов уже есть место тем самым «Красавице и чудовищу», «Королю льву», «Аладдину». Во многом 1990-е были не лучшим временем для взросления, особенно в РФ. Оставим социальные, экономические и прочие факторы за кадром, чтобы обратить взор на забавы повседневности. В 1980-е в СССР появились пункты проката видеокассет, а в 1990-е видеомагнитофоны можно было встретить практически в каждом доме. Кассеты собирались в семейную коллекцию, передавались друзьям, переписывались, обменивались, становились поводом для встреч. Пока мир стремительно шагал в новое тысячелетие, дети и подростки предавались коллективной радости, с упоением залипая перед телевизором и впитывая простые истины из кино. Теперь аналоговые носители превратились в реликвии прошлого: коробки с некогда ценными кассетами пылятся чуланах или в крайнем случае собирают воодушевленные взгляды в ретро-магазинах. Будущее наступило, детство осталось далеко позади, но никакие технологические новшества не способны затмить восторг от первого соприкосновения с магией кино. Стоит только вспомнить ощущение трепета перед тем, как вставляешь новую кассету в видак, как сомнения рассеиваются: раньше было лучше… Но не дай бог, 90-е вернутся сегодня.

Кристина Риччи в роли Уэнсдей на кадре из фильма «Ценности семейки Адамс»

Кристина Риччи в роли Уэнсдей на кадре из фильма «Ценности семейки Адамс»
Текст: Гульназ Давлетшина
2 комментария
А
7 декабря 2023
Единственная ценность, которую во мне сформировал "День сурка", это то, что девушка со внешностью Энди Макдауэлл может запасть на покоцанного Билла Мюррея)))))
Скрыть 1 ответ
1 ответ
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?