Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

Все «Люди Икс»: от худших к лучшим

В честь выхода «Тёмного Феникса» мы решили составить ультимативный топ всех фильмов о «Людях Икс». Франшизы, история которой тянулась ещё с самого начала века — времён, когда супергеройское кино находилось на пике своего упадка, — а закончилась сейчас, в век абсолютной кинематографической гегемонии людей в спандексных трико. 12 фильмов, хороших и не очень, командных и сольных, мы распределили от худшего к лучшему: на удивление, споров почти не возникло

Добавить в закладки
Все «Люди Икс»

Кадр из фильма "Люди Икс 3: Последняя битва"

​​Первые два фильма «Людей Икс» снял Брайан Сингер — режиссер проблематичный, но безусловно талантливый и понимающий масштабы вселенной. Режиссерское кресло третьей части отошло Бретту Рэтнеру, который загубил все, что в течение двух фильмов аккуратно выстраивал Сингер, — «Люди Икс 3» превратились из политической драмы с мутантами в блокбастер с костюмированным балаганом. Как известно, в каждой трилогии должен быть один менее удачный фильм, но третья часть «Людей Икс» — обидный провал даже вне контекста первых фильмов.

Кадр из фильма "Люди Икс: Тёмный Феникс"

«Тёмный Феникс» напоминает довольно скомканное, неуклюжее и чересчур драматичное прощание, после которого хочется с облегчением выдохнуть, а не заплакать. После сделки Disney/Fox мы вряд ли вновь увидим на экране броманс МакЭвоя и Фассбендера, волосатого Николаса Холта и ловко спасающего положение Эвана Питерса. И если говорить о последнем, то знаменитый момент пробежки Ртути был принесён в жертву избыточной меланхолии и куда более мрачной, чем в предыдущих фильмах, атмосфере. Таким образом, фильм лишился двух самых стоящих минут, которые могли бы хоть как-то взбодрить зрителя после длинных и не самых увлекательных диалогов.

Наша рецензия.

Кадр из фильма "Люди Икс: Апокалипсис"

Обновлённая в 2011 году франшиза «Людей Икс» в каком-то смысле повторила свой же жизненный цикл: начав за здравие «Первым классом», она окончательно выдохлась к третьему фильму. Виной тому наверняка послужил уход Мэттью Вона — если в «Днях минувшего будущего» от него хотя бы остался сценарий, то «Апокалипсис» уже писал Саймон Кинберг, автор двух предыдущих фильмов из этого топа. Не считая фирменной пробежки Ртути (да и она выглядит вторичной на фоне такой же сцены из «Дней минувшего будущего») и любопытной, но уж очень пунктирно обозначенной драмы Магнето, которому опять не дали побыть хорошим и убили его любимых, «Апокалипсис» мало чем запомнился: дефолтный злодейский злодей с тиранскими замашками (Оскар Айзек в смешном синем гриме), невыразительный экшен с откровенно дешёвеньким CGI, пластмассовая история об очередном скучном разладе между мутантами.

Кадр из фильма "Люди Икс. Начало: Росомаха"

Первая попытка франшизы отойти от командных фильмов и начать отдельную линейку сольных картин вышла, прямо говоря, не ахти. Лучшая часть «Начало: Росомаха» — фильма о самом популярном и свирепом участнике «Людей Икс» — так и осталась в прологе, где в динамичном монтаже нам показывают окопы всех возможных войн, через которые прошёл бессмертный герой Хью Джекмана. После такого воодушевляющего старта фильм вдруг резко сдаёт обороты и оборачивается не очень внятной, глуповатой, но местами харизматичной ориджин-историей Росомахи с отдельными удачными экшен-сценами, классным Гамбитом в исполнении Тейлора Китча и первым появлением Райана Рейнольдса в образе Дэдпула. Правда, с зашитым ртом (надо сказать, одно из самых странных решений за всю историю супергеройских фильмов).

Кадр из фильма "Росомаха бессмертный"

​​После крайне неудачного первого сольного фильма о герое Хью Джекмана нужно было что-то менять — на пост режиссера пригласили Джеймса Мэнголда, который когда-то работал с Джекманом над мюзиклом «Кейт и Лео». Росомаха всегда был обособленным героем во вселенной — «Бессмертный» как раз показывает драматический потенциал героя, страдающего из-за убийства Джин Грей. Японские приключения показали зрителю, что Росомаха, несмотря на свое вечное одиночество и вынужденный пофигизм, всегда будет человечным и справедливым героем. Может быть, это не самый удачный мостик от глупого блокбастера про неубиваемого героя к драме про отчуждение стареющего мутанта, но важный.

Кадр из фильма "Дэдпул 2"

​​Кассовый успех первого «Дэдпула» стал приятным сюрпризом для всех — от преданных фанатов болтливого наемника до студийных боссов, которые, кажется, не могли себе представить, что фильм с рейтингом R соберет почти 800 миллионов долларов. Во второй части создатели взяли все, что работало в первом фильме, и в несколько раз увеличили пропорции, добавив больше агрессии, комментариев Дэдпула и Джоша Бролина! Конечно, сиквел во многом проигрывает первому фильму, но даже так остается одной из вершин франшизы.

Кадр из фильма "Дэдпул"

Много лет Райан Рейнольдс ходил вокруг да около студийных боссов с идеей сделать полноценный фильм о Дэдпуле — болтливом наёмнике, крушителе четвёртых стен и просто очень весёлом антигерое. И в конце концов таки настоял на своём, а в процессе даже смог сохранить так необходимый рейтинг R, без которого, конечно, история Уэйда Уилсона потеряла бы значительную часть своего обаяния. Вышедший в 2016 году «Дэдпул» доказал, что супергеройское кино может, а иногда и должно быть жестоким и безбашенным — снятый за копейки по меркам блокбастеров фильм ($58 млн., в три раза меньше бюджета «Тёмного Феникса») собрал внушительные 800 миллионов. Спасибо удачной промокампании и самому Рейнольдсу, очень в духе постмодерна уничтожившему грань между героем и актёром.

Кадр из фильма "Люди Икс"

Самый первый фильм о Людях Икс также стал первой супергероикой XXI века и во многом определил развитие жанра, с новой силой выстрелившего в нашем тысячелетии. Сейчас, конечно, первые «Люди Икс» Брайана Сингера устарели морально и куда больше технически, но для начала века это был настоящий прорыв — крупнобюджетный командный блокбастер, не стесняющийся поднимать социальные темы (а Люди Икс всегда были тесно связаны с социальностью) и ставящий внутреннюю мифологию выше красивеньких взрывов.

Кадр из фильма "Люди Икс: Дни минувшего будущего"

Успех «Первого класса» открыл франшизе второе дыхание и позволил исправить ошибки, которые создатели допустили при выходе «Людей Икс 3». Мэттью Вона на посту режиссера сменил Брайан Сингер, отлично знакомый с первыми фильмами франшизы. Не самый худший выбор, учитывая то, что «Дни минувшего будущего» должны были объединить две временные линии, а вместе с ней десятки персонажей. Результат мы знаем — один из лучших фильмов франшизы, который к тому же подарил нам изобретательную сцену с Ртутью, раскидывающим охранников под песню Джима Кроче Time in a Bottle.

Кадр из фильма "Люди Икс 2"

​​«Людей Икс 2» можно сравнить со вторым фильмом о «Человеке-Пауке» от Сэма Рэйми — успех картины помог не только оставить франшизу на плаву, но и изменить отношение зрителей к кинокомиксам. Второй фильм Брайана Сингера про мутантов показал настоящий масштаб вселенной, в которой существует не только Школа Ксавьера для одаренных подростков, а целый мир, разделенный на мутантов и людей, которые их ненавидят. Политические интриги, качественный экшен и новые герои — что еще нужно для отличного сиквела?

Кадр из фильма "Логан"

​​Не каждый герой кинокомиксов может похвастаться идеальным завершением своей истории — вот Росомаха может! «Логан» Джеймса Мэнголда показал нам любимого героя сломленным, постаревшим и подавленным, сводящим концы с концами, чтобы накопить достаточно денег на последний вояж на яхте с профессором Ксавье. Литры слез, любовь фанатов, огромные сборы и важная для кинокомиксов номинация на премию «Оскар» за адаптированный сценарий — заслуженное место в пантеоне лучших фильмов вселенной «Людей Икс».

Кадр из фильма "Люди Икс: Первый класс"

 

После того как франшиза застопорилась на «Последней битве» и не смогла возродится в виде сольников с «Начало. Росомаха», бразды правления серией передали Мэттью Вону, британскому безумцу, автору «Пипца» и позже «Кингсмана». Он не стал церемониться и начал «Людей Икс» с чистого листа: взял молодых актёров на роли знакомых героев (за пару Фассбендер-МакЭвой спасибо стоит сказать именно ему) и отправил всю команду в самое начало их пути, впервые дав франшизе исторический контекст. «Первый класс» подошёл к истории с куда большей смелостью и иронией, чем прошлые части, вдохнул новую жизнь в затёртые характеры и заново обострил конфликты. То, что «Люди Икс» как кинофранчайз вообще дожили до наших дней — заслуга именно Мэттью Вона, снявшего, по нашему мнению, лучшую их часть.


Текст: Ефим Гугнин, Алихан Исрапилов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?