Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Класс коррекции»

Давно у нас не было столь ярких, самобытных, объемных и серьезных историй о подростках. Крепкая режиссура, потрясающие актерские работы, операторское мастерство – слагаемые одного из лучших российских фильмов года

Добавить в закладки

Потерявшая в результате болезни способность нормально двигаться Лена становится ученицей класса коррекции ближайшей школы. Ей непросто со своей неповоротливой коляской в новых условиях, но она очень скоро находит общий язык с одноклассниками и даже испытывает новое необыкновенное чувство влюбленности в Антона. Коррекционный класс постоянно находится под контролем педагогов, но по большому счету никто не желает тянуть такую нагрузку на себе, и класс заметно отстает от сверстников. Лена убеждает новых друзей в том, что учеба нужна им больше, чем учителям, хотя сама при этом оказывается предана и унижена.

Иван Твердовский за основу сценария взял одноименную книгу Екатерины Мурашовой, но в процессе подготовки полностью изменил и стиль, и жанр, и действие сюжета исходного произведения

Когда-то советское кино славилось своими необыкновенно сильными, пронзительными фильмами о школе, об умудренных опытом учителях и новом поколении, открывающем мир взрослых. На «Доживем до понедельника», «Большой перемене», «Розыгрыше», «Чучеле», «Дорогой Елене Сергеевне» вырастали поколения за поколениями, выпускались классы за классами, юные зрители узнавали себя в мальчишках и девчонках за партами, взрослые проникались проблемами отцов и детей. Вместе с перестройкой российского кино школьная тематика вымылась из числа прибыльных, обсуждаемых, популярных тем в кинематографе. Но актуальности не потеряла. И, наверное, это символично, что новые фильмы о школе снимает новое поколение режиссеров. Это правильно, это новое рождение, это новая надежда.

На 25-м открытом кинофестивале «Кинотавр» фильм был награжден призом за лучший дебют, а также получил главную награду от жюри кинопрокатчиков

«Класс коррекции» Иван Твердовский спешат отнести к разряду артхаусных картин, тех, которых обычно зрители стараются избегать, опасаясь погружения в мрачный мир авторов очередного фестивального шедевра. «Класс», безусловно, тоже не леденец на палочке, но, при всей мрачности тематики и происходящего на экране, он далек от полного погружения в тлен и безысходность. Большую часть картины зритель смотрит с болью, со страхом, с переживанием, но и с надеждой. Со светлым чувством, с ощущением какой-то высшей справедливости, пусть и выражающейся в том, что мальчишки и девчонки с физическими пороками тоже бывают по-своему счастливы. Эти моменты эйфории постоянно прерываются очередной волной проблем, скандалов, конфликтов, но ожидание хеппи-энда остается – ну просто не должна сложиться иначе история с такими яркими персонажами, с такой текстурой событий, с таким нервом и страстью. Не должна, но складывается, увы.

Твердовский продемонстрировал зрителю такой мир, который обычно мы стараемся не замечать: отводим глаза на улице, не обращаем внимания на проблемы лиц с ограниченными возможностями, не вникаем в их простые повседневные проблемы. Режиссер даже гиперболизирует этот неосознанный бойкот – его герои учатся в отдельном крыле школы, огороженном решеткой, они изгои в школьном дворе, от них шарахаются учителя и родители. Фильм вообще наполнен символами, такими, например, как проносящиеся мимо поезда, подчеркивающие неустроенность героев, их дистанцированность от остального мира. Но и чувства учеников «Класса коррекции» от этого становятся еще ярче – любовь, ненависть, глупость, предательство, ярость и страх показаны оголенными нервами. Инвалиды сколь беззащитны перед внешним миром, столь и ранимы в мире внутреннем.

Фантастическую по глубине работу продемонстрировали ведущие актеры картины, которые фактически выступили дебютантами в большом кино. Невероятная Мария Поезжаева дарит зрителям персонаж такой мощи и глубины, что каждое ее появление в кадре перебивает дыхание. Филипп Авдеев с такой легкостью располагает к себе и героиню, и зрителей, что кажется, будто ты знал этого парня всегда. Весь класс, все окружение Лены и Антона очень скоро становится своим, близким. И тем страшнее развязка.

Развязка, к сожалению, единственный небольшой минус картины. В то время как неизбежные в качестве сравнения французский и эстонский одноименные фильмы «Класс» к финалу выходят на пик переживаний, фильм Твердовского финиширует скомканно и скорее переходит на уровень притчи и метафоры, чем оглушает реализмом. За это не нужно ругать, возможно, это лишь повод для диалога зрителей между собой и с создателями ленты, но неожиданная перемена настроения слегка ранит, словно автор не сказал всей правды, предпочел отделаться удобной ему концовкой.

Но даже при этом картина остается одним из самых ярких впечатлений текущего года в отечественном кино. Сделанное в непростых условиях, снятое энтузиастами с привлечением молодых театральных актеров, рассчитанное не на изменение мира, а на каплю понимания со стороны зрителя, это кино поражает зрелостью, проработанностью и искренностью. Проблем людей, лишенных элементарных жизненных благ, «Класс коррекции» не решит, но он подчеркивает их. И отворачиваться от этих проблем нам, нормальным и здоровым, теперь станет чуточку труднее.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?