В возрасте восьмидесяти девяти лет умер Ингмар Бергман – безусловно один из крупнейших кинематографистов всех времен и народов.
Он родился 14 июля 1918 года в Упсале, в семье католического священника. Еще в детстве помогал местному кинооператору налаживать проекционную аппаратуру, учился на историко-филологическом факультете, ставил студенческие спектакли. В 1942 году стал штатным сценаристом киностудии «Свенскфильминдустри», два года спустя возглавил городской театр в Хельсинборге.
В 1946 году дебютировал в кинорежиссуре с фильмом
Параллельно с развитием кинокарьеры Бергман активно работал на театральных подмостках по всему миру, ставил Ибсена и Островского, Уильямса и Чехова, Олби и Мольера, Шекспира и Стриндберга; огромный успех имели поставленные на сцене Стокгольмской Королевской оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского.
Продолжали выходить и бергмановские фильмы, немедленно становившиеся классикой, – «Персона» /Persona/ (1966),
В 2004 году закончились отношения и с театром – Бергман переехал из Стокгольма в уединенный дом в селении Форе на шведском острове Готланд в Балтийском море, где и прожил затворником до самой смерти.
В истории мировой культуры сложно найти равновеликую Бергману фигуру – он был, вероятно, одним из самых значительных уроженцев Швеции, создателем собственного мира (и мифа), в котором даже его вполне легендарная личная жизнь (Бергман был женат пять раз, у него девять детей) становится произведением искусства, причем произведением вполне драматическим.
Он был признан гениальным режиссером еще при жизни, и это признание не ограничивалось фестивальными наградами, хотя и их до того момента, как Бергман перестал участвовать в конкурсах международных фестивалей как режиссер, было предостаточно: картины Бергмана отмечались призами всех основных мировых киносмотров и получили в общей сложности семь «Оскаров», в том числе трижды объявлялись лучшими иноязычными картинами. Признание это вообще выходило за привычные в кинематографе рамки: в 1960 году жюри Каннского фестиваля приняло до сих пор беспрецедентное решение и признало, что представленный в конкурсе фильм «Девичий источник» «в силу своих исключительных художественных достоинств выше всяких фестивальных оценок».