Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Жил грешно и умер смешно — когда «Ходячие мертвецы» свернули не туда и что из этого вышло?

«Ходячие мертвецы» — один из самых популярных сериалов десятых. Если верить авторам и телеканалу AMC, то одиннадцатый сезон стал последним — впрочем, верить им не обязательно. Даже если сериал-флагман действительно завершился, то история продолжится в спин-оффах. Один из них, «Ходячие мертвецы: Дэрил Диксон», выйдет 10 сентября. Предлагаем разобраться в запутанной истории сериала про зомби-апокалипсис: как он начинался, чем привлекал внимание и когда всё сломалось. В статье содержатся спойлеры.

Добавить в закладки
Жил грешно и умер смешно — когда «Ходячие мертвецы» свернули не туда и что из этого вышло?

Как все начиналось

В 2010 году телеканал AMC показал первый сезон «Ходячих мертвецов». Популярные комиксы Роберта Киркмана экранизировал Фрэнк Дарабонт — режиссёр «Побега из Шоушенка». Сериал рассказывал о группе людей из Джорджии, пытающихся выжить во внезапно начавшемся зомби-апокалипсисе. Близость смерти, попытка выяснить причины случившегося, любовный треугольник, предательства, эгоизм — вряд ли «Ходячие» на старте предлагали что-то особенное, но смотрелся сериал достойно. Постоянные перемещения героев в духе роуд-муви подчеркивали уязвимость персонажей в опасном мире. К слову, каждый эпизод первого сезона стоил 3,6 миллиона долларов, так что сериал выглядел достойно. 

Второй сезон ознаменовался схваткой главных героев, Рика и Шейна. Суровые мужчины соревновались не только за лидерство в группе выживших, но и за Лори, жену Рика Граймса. Противостояние во многом напоминало борьбу Джека и Сойера из «Остаться в живых» — добрый, помогающий всем Рик против агрессивного и эгоистичного Шейна. Весь сезон герои провели на ферме, отказавшись от блужданий, но и здесь им мешали зомби. К третьему сезону Рик Граймс окончательно превратился в главаря группировки, а режиссёр Фрэнк Дарабонт ушёл из проекта — он понял, что его видение истории расходится с пожеланиями AMC.

Норман Ридус в роли Дэрила Диксона на кадре из сериала «Ходячие мертвецы»

Норман Ридус в роли Дэрила Диксона на кадре из сериала «Ходячие мертвецы»

Люди опаснее зомби, двигаться не нужно

Третий сезон ознаменовался новой постоянной локацией (заброшенная тюрьма) и первым злодеем (даже Злодеем) по прозвищу Губернатор. С этого момента главная опасность исходила не от зомби, а от людей, а Рик Граймс окончательно стал лидером, которого все слушаются.

До третьего сезона герои учились выживать — тут не до придумывания сложных планов и плетения интриг. Но с появлением главного врага зомби стали превращаться в фон и сопутствующую неприятность. К тому же ходячие мертвецы стали хуже ловить людей, как будто входя в положение персонажей.

«Вам ещё Губернатора побеждать, поэтому мы снизим активность», — намекают зомби в третьем сезоне.

Второй переломный момент случился в пятом сезоне, когда герои нашли город Александрия, изолированный от внешнего мира. Это событие окончательно изменило концепцию сериала. Во-первых, роуд-муви окончательно осталось в прошлом. Во-вторых, отныне Рик Граймс считался гениальным лидером, почти мессией, а все остальные разучились принимать решения без его санкции. В-третьих, зомби окончательно ушли на третий план, пусть им изредка и скармливали важных героев.

В седьмом сезоне сценаристы, чувствующие провисание и обилие самоповторов, решили добавить насилия, которое маскировало отсутствие идей. В девятом сезоне появились новые главные герои, после чего сериал окончательно забуксовал, пусть и продержался в эфире ещё пару лет.

Эндрю Линкольн в роли Рика Граймса на кадре из сериала «Ходячие мертвецы»

Эндрю Линкольн в роли Рика Граймса на кадре из сериала «Ходячие мертвецы»

Снижение опасности зомби

Финал 11-го сезона в моменте смотрело менее двух миллионов человек. Для сравнения: с 4-го по 7-й сезон число зрителей никогда не падало ниже отметки в 10 миллионов. Переход от блуждания по руинам старого мира к жизни в поселении изменил сериал и оттолкнул зрителей. В нем появилась политика, интриги, противостояния кланов — а зомби всё больше отходили на второй план.

Сценаристы не брезговали менять ходячих мертвецов в зависимости от ситуации. Если нужна динамичная сцена, в которой герой спасётся, то зомби будут быстрыми. Если же персонажа ждёт гибель, то ходячие мертвецы будут идти максимально медленно. Если герой идёт по лесу ночью один, то неудачное действие (включённый фонарь или громкий звук) приводило к нападению зомби. Но если нужно было показать долгий диалог или драку людей в той же локации, то ходячих поблизости не было. Как итог мертвецы перестали быть источником опасности. Попасть в их лапы можно было только в результате идиотской ошибки — Карл не даст соврать.

Лорен Коэн в роли Мэгги Грин на кадре из сериала «Ходячие мертвецы»

Лорен Коэн в роли Мэгги Грин на кадре из сериала «Ходячие мертвецы»

Надоевший Рик Граймс

Менялся и главный герой, Рик Граймс, а также его отношения с персонажами. В первых двух сезонах с ним боролся Шейн, а затем все безвольно приняли его статус главаря. Даже Дэрил, которого представляли как безбашенного реднека, стал подчиняться.

При этом Рик никогда не был эффективным — он постоянно лез в дела других коммун (которые до него нормально функционировали) и всё портил. Его постоянно обманывали, он принимал неверные решения, но оставался лидером.

Эндрю Линкольн в роли Рика Граймса на кадре из сериала «Ходячие мертвецы»

Эндрю Линкольн в роли Рика Граймса на кадре из сериала «Ходячие мертвецы»

Сценарий адаптировали под график актёров 

Впрочем, новые лидеры не вырастали не только из-за того, что Рик Граймс был флагманом проекта, — из сериала постоянно уходили актёры. Одних раздражало снижение качества сценария, другие были слишком заняты, чтобы тратить время на «Ходячих мертвецов». В итоге авторы стали убивать героев, исходя из желания актёров сниматься в сериале. По сути, возникло правило: хочешь играть героя первого плана — подожди, пока другие уволятся.

На время из «Ходячих» пропадала Мэгги — актриса Лорен Кохэн ушла из-за съёмок в сериале «Виски Кавалер». В итоге героиня растворилась во временном скачке в девятом сезоне, чтобы всплыть в одиннадцатом. Причина возвращения — «Виски Кавалер» закрыли после первого сезона. Такой же трюк был использован в «Бойтесь ходячих мертвецов», где главная героиня числится мертвой пару сезонов, а потом возвращается.

Стивен Ян в роли Гленна на кадре из сериала «Ходячие мертвецы»

Стивен Ян в роли Гленна на кадре из сериала «Ходячие мертвецы»

AMC берегла популярных персонажей, так что позволяла им исчезнуть без смерти. Эндрю Линкольн, игравший Рика Граймса, за 8 сезонов устал, но не отрицал возможность вернуться в проект. А потому в девятом сезоне его героя после ранения неожиданно увезли на вертолете в неизвестном направлении — вероятно, это самый нелепый эпизод всего сериала. А когда устала актриса Данай Джекесай Гурира, то её героиня, Мишон, ушла искать Рика. Подобные исчезновения позволяли героям вернуться, если актёры подпишут новый контракт.

На сериал влияли не только актёры, но и фанаты. Поклонникам не понравилась смерть Карла, поэтому они создали петицию за увольнение шоураннера — и Скотт М. Гимпл, убивший героя, покинул сериал (правда, ушёл на повышение — стал курировать всю вселенную). Таким же образом из «Ходячих мертвецов» убрали Лори Холден, игравшую Андреа в первых сезонах, — фанаты её невзлюбили, а потому персонажа убили. Если бы «Игра престолов» снималась по таким же принципам, то в последнем сезоне на экране сидел бы один Питер Динклейдж и держал на руках милого дракончика и щенка-лютоволка.

Кадр из сериала «Ходячие мертвецы»

Кадр из сериала «Ходячие мертвецы»

Бессмысленность происходящего

С каждым сезоном росло экранное время филлеров. Если в условном пятом сезоне второстепенные сюжеты хотя бы косвенно влияли на основной, то уже к финалу они просто занимали экранном время, не претендуя на важность. Героиня могла целый эпизод варить суп — и это не изобретательная «Муха» из «Во все тяжкие», а пустая трата времени.

AMC не только не видел проблему в растянутом хронометраже — телеканал его увеличивал. Последний сезон оказался самым длинным — вышло 24 эпизода. В сумме вышло 177 серий, то есть отличный первый сезон — это 3% сериала.

Телеканал не только дробил историю на мелкие сюжеты ради увеличения хронометража, но и экономил деньги. В 2020 году эпизод стоил в полтора раза меньше, чем в 2010-м. Это абсурд даже без учёта инфляции, зато объясняет, почему взрывы и перестрелки выглядели так плохо.

Росло количество роялей в кустах. Раз в пару серий кто-то в последний момент убивал зомби, почти укусившего героя. А ещё можно было случайно обнаружить динамит посередине моста, когда за тобой идёт стадо ходячих. Количество общин с каждым сезоном росло чуть ли не в геометрической прогрессии, хотя за первые три сезона был намёк только на одну.

Кадр из сериала «Ходячие мертвецы»

Кадр из сериала «Ходячие мертвецы»

Спин-оффы подчёркивают проблемы

«Ходячие мертвецы» к седьмому сезону превратился в фарс. AMC добавлял масла в огонь, выпуская спин-оффы, каждый из которых лишь подчёркивал абсурдность истории. Зомби в Калифорнии, зомби в подлодке, зомби через десять лет, зомби на самолёте — каждый спин-офф выглядел как новая часть «Астерикса и Обеликса», которых переносят в новую страну. По сути, сценаристы меняли только место действия и героев, оставляя всё остальное на своих местах. Правда, параллельно они снижали стоимость производства, но не меняли продуктивность — общее количество серий в спин-оффах давно перевалило за сотню. 

Первый спин-офф, «Бойтесь ходячих мертвецов», длится уже 8 сезонов. На протяжении 107 эпизодов герои делают то же самое, что и персонажи «Ходячих мертвецов», но в другом регионе, иногда герои кочуют из одного сериала в другой.

Также вышло два сезона (20 эпизодов) сериала «Ходячие мертвецы: Мир за пределами» — в нём события разворачиваются через 10 лет после начала зомби-апокалипсиса. В 2022 году вышел «Истории ходячих мертвецов» — 6 не связанных между собой эпизодов про людей, пытающихся выжить в этой же вселенной. А в 2023 году вышел «Ходячие мертвецы: Мёртвый город» — про Мэгги и Нигана. Герои едут в Манхэттен, чтобы найти пропавшего сына Мэгги. В первом сезоне шесть серий, проект уже продлён на второй сезон.

«Ходячие мертвецы: Дэрил Диксон» — уже пятый спин-офф. Авторы объясняют, что герой просыпается в Париже и не может понять, что случилось. Кажется, это лучшая аннотация для тех, кто забросил сериал на середине, — действительно непонятно, что же случилось? Как герои, пешком ходившие по штату Джорджия, могут оказаться на другом континенте? Почему сериал про зомби превратился в плохой политический триллер? Куда улетел Рик Граймс? Хотя ответ на последний вопрос очевиден — его увезли в очередной спин-офф.

Норман Ридус в роли Дэрила Диксона на кадре из сериала «Ходячие мертвецы: Дэрил Диксон»

Норман Ридус в роли Дэрила Диксона на кадре из сериала «Ходячие мертвецы: Дэрил Диксон»
Текст: Дмитрий Камышенко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?