Жизнь других

Феерически веселая вымышленная биография музыканта-шестидесятника, задорная и смелая, к финалу оборачивается пронзительной притчей о любви и самопожертвовании

Рецензии

Николай Васильевич Алексеев доживает свой век в глухой деревне под Тулой, когда внезапно телеграмма вызывает его в столицу – московская радиостанция желает записать о нем передачу, ведь в 60-е Алексеев был известным в широких кругах бардом. Пустившись в воспоминания вместе с героем, зритель окунается в атмосферу оттепели – Алексеев побывал на съемочной площадке Тарковского и в театре «Современник», его приглашали на фестивали и вызывали на допрос в КГБ, известность и любовь шли рука об руку по судьбе Николая Алексеева. Как же так получилось, что в конце жизни он остался один?

Кадр из фильма «Кино про Алексеева»

Кадр из фильма «Кино про Алексеева»

По словам Михаила Сегала, Тарковского он ввел в сюжет потому, что видит в этом режиссере один из символов так называемой «оттепели» 1960-х

Это пару-тройку лет назад Михаила Сегала можно было называть скромным режиссером, рассчитывающим лишь на внимание критиков да конкурсных отборщиков периферийных кинофестивалей. После «Франца + Полины», а тем паче «Рассказов» за Сегалом закрепилась слава крепкого сценариста и постановщика, умеющего одновременно удивлять и держать собственный узнаваемый стиль. Его новые работы становятся ожидаемыми вещами, а слава торопливо бежит впереди премьерных показов.

Кадр из фильма «Кино про Алексеева»

Кадр из фильма «Кино про Алексеева»

О «Кино про Алексеева» было сказано немало уже по следам первых демонстраций. Еще бы – первая за десять лет роль в кино Александра Збруева, совершенно невероятной смелости и оригинальности сюжет, небанальная постановка, трогательная, но при этом безотказно срабатывающая ностальгическая нотка – зрители замерли в предвкушении. И полагаем, они не будут разочарованы.

Кадр из фильма «Кино про Алексеева»

Кадр из фильма «Кино про Алексеева»

Александр Збруев посвятил работу в фильме «Кино про Алексеева» памяти своего хорошего друга Михаила Кононова, много сделавшего в советском кино, но затем оставившего экран и доживавшего век вдали от больших городов

«Кино про Алексеева» очень хочется с чем-то сравнить, приложить к лекалам, провести параллели, но от всех вариантов приходится отмахиваться. Пошлостью кажется сопоставление «Алексеева» с «Форрестом Гампом». Да, в какие-то моменты кажется, что Сегал заиграется в «гамповщину» и начнет вставлять фейковую видеохронику, но нет. Отсылки ко времени совсем не так навязчивы, как может показаться на первый взгляд. Нет в «Алексееве» и глубокого погружения в эпоху, как, скажем, в «Оттепели» Тодоровского – флешбэки носят довольно разрозненный характер и больше похожи на сильно отфильтрованные воспоминания, такие, какие хранятся у всех нас, – поменьше плохого, побольше хорошего. Прошлое, те самые 60-е – в «Алексееве» это радостное время молодости, когда деревья были выше, трава зеленее, а девушки влюблялись в вас за просто так, а не за квартиру и машину.

Кадр из фильма «Кино про Алексеева»

Кадр из фильма «Кино про Алексеева»

Как ни странно это звучит, но атмосферно «Алексеев» близок «Загадочной истории Бенджамина Баттона», только в противоположных курсах здесь двигается не возраст героев, а персонаж и его жизнь. Николай Алексеев вроде бы живет правильно, совершает мелкие ошибки, добивается локальных побед. Он в меру талантлив и временами безмерно удачлив. Но каждый раз, когда, казалось бы, Алексеев должен оказаться на волне, судьба делает небольшую корректировку и обижает героя удачей. В этом нет ничего сверхъестественного – жизнь каждому из нас дает множество шансов, которые мы, увы, зачастую распознаем лишь постфактум. Плохо это? Отнюдь. Не всем же хлебать полной ложкой, кому-то нужно быть «обычным человеком», таким, которому всегда есть что вспомнить, но которому нечем вписать себя в историю.

Кадр из фильма «Кино про Алексеева»

Кадр из фильма «Кино про Алексеева»

К счастью, картина Сегала – это не просто демонстрация «приемлемости обыденности». Михаил научился давать своим сюжетам повороты, которые концептуально меняют представление о происходящем. Поэтому обязательно дождитесь финала, потому что более жизнеутверждающей концовки для истории обычного человека, поющего песни, разрабатывающего автоматы и имеющего за пазухой пару приемов овладения вниманием приглянувшихся девушек, не придумать. Гениальный финал превращает жизнь на обочине великих событий в главную, ведущую полосу большой человеческой автострады одного отдельно взятого Алексеева. И в момент пуска титров этим Алексеевым уже хочется оказаться.

Бессмысленно говорить о таланте Александра Збруева – его роль уже оценена по достоинству на фестивалях и наверняка еще будет отмечена множеством призов. Его юный «вариант» Алексей Капитонов чуть менее органичен в кадре, но бесконечно обаятелен и многогранен. Нельзя не похвалить Сегала за то, что он не стал гоняться за портретным сходством появившихся в кадре Олега Ефремова, Олега Табакова или Андрея Тарковского – схематичности достаточно ровно для того, чтобы воспринимать действо не документальной зарисовкой, а художественным вымыслом. Вымыслом, дружески хлопающим зрителя по плечу со словами: «Ну что, дружок, а какое кино можно снять про тебя?»

С 9 октября в кино.

10.10.2014 Текст: Евгений Ухов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00