Что посмотреть Раньше было лучше?
Подборки фильмов

Жми на газ, пока не поздно: 8 самых зрелищных автомобильных кинопогонь

Так уж заведено, что кинематограф не только про истории, но и про скорости. Если быть точнее, то истории, рассказанные посредством бешеной скорости и выжатой педали. Начиная с 70-х кино с особым азартом осваивало натурные съемки автомобильных погонь, которые обрели культ и свою армию поклонников. Сегодня уже трудно представить блокбастер или криминальный триллер, в котором авторы воздерживаются от сцен с автомобильным преследованием.

Добавить в закладки
Жми на газ, пока не поздно: 8 самых зрелищных автомобильных кинопогонь

Мы вспомнили восемь самых ярких кинозаездов, которые точно стоили всех трат и усилий.

Кэрри-Энн Мосс в роли Тринити на кадре из фильма «Матрица: Перезагрузка»

Кэрри-Энн Мосс в роли Тринити на кадре из фильма «Матрица: Перезагрузка»

У сиквела «Матрицы» есть один иконический эпизод, который зрители никогда не забудут, хоть сколько критикуй продолжение. Речь, конечно, об адреналиновой погоне по шоссе с участием Тринити и Морфеуса. Герои сражаются против агентов и Близнецов на бешеной скорости, а в ход идут различные транспортные средства, начиная с мотоцикла и заканчивая грузовиком.

«Перезагрузка» предложила целую автомобильную симфонию, развернутую на трехполосной трассе, – немудрено, что шоссе пришлось конструировать самолично, потому что подходящей локации для фильма не нашлось. Как итог создатели совершили благое дело, разбив машины и отправив суперстильный Ducati на встречную полосу. Минута боевой славы не только для Тринити, но и для марки итальянских мотоциклов. 

Мэтт Деймон в роли Джейсона Борна на кадре из фильма «Превосходство Борна»

Мэтт Деймон в роли Джейсона Борна на кадре из фильма «Превосходство Борна»

Шпионский фильм без погонь, давайте начистоту, не может называться шпионским. Это хорошо понимали авторы франшизы о Джейсоне Борне, привыкшие вставлять в сюжет захватывающий дорожный аттракцион. Одна из лучших сцен принадлежит сиквелу, когда за раненым Борном устремляется целый легион милицейских машин, да еще и злодей-наемник на Geländewagen. Шумная, реактивная и колоритная погоня развернута на улицах будничной Москвы (немаловажно, что именно в столице и снимали), а логичной целью дорожного приключения становятся автомобильные разрушения и аварии. Все машины, что появились в кадре, обязательно обратятся в груду бессмысленного металла. Преследование из «Превосходства Борна» часто называют лучшей кинопогоней в ландшафте Восточной Европы. При всей громогласности, с этой номинацией трудно поспорить.

Райан О’Нил в роли водителя на кадре из фильма «Водитель»

Райан О’Нил в роли водителя на кадре из фильма «Водитель»

Стильная ночная погоня из «Водителя» Уолтера Хилла вдохновила несметное количество фильмов (и, рискнем предположить, видеоигр тоже). То, что отличает ее, это главным образом ювелирная простота и качество исполнения. Райан О’Нил играет молчаливого и ловкого водителя, который умеет выбираться на своих четырех колесах из любой передряги – даже когда за ним гонится целый отряд полицейских машин.

Одна из лучших сцен фильма – это ночной заезд по городу: гонщик ловко увиливает от властей, прячась в темных переулках, а затем внезапно вдавливая педаль. Как итог переворачиваются полицейские машины, действо сопровождается ночной романтикой со звуками сирен и холодной цветовой гаммой, состоящей из переливов ночных фонарей по асфальтовой глади. Вот где Рефн подглядел рецептуру своего «Драйва» и этого, впрочем, даже не скрывал. 

Кадр из фильма «Доказательство смерти»

Кадр из фильма «Доказательство смерти»

Тарантино хорошо представлял себе вкус сочной кинопогони – и знал, из чего она готовится. «Доказательство смерти» много в чем отсылает к заветным 70-м, но основное дело вершит эпизод, когда каскадер Майк (Курт Рассел) пускается в охоту за очередными жертвами – компанией девушек, одна из которых решает прокатиться на капоте Dodge Challenger 1970 года. Идея, может, и достойная, но не когда за тобой гонится маньяк на черном дьявольском автомобиле.

На уровне кадров, мизансцен, ритмического решения – везде Тарантино славит времена, когда ему довелось застать «Дуэль», «Исчезающую точку» и «Безумного Макса». Да, девушки в кадре привлекательны, но весь эротизм, будучи заядлым киноманьяком, Квентин заливает в двигатели автомобилей. «Это было просто вау!» – все что может вымолвить покоренный зритель.

Арнольд Шварценеггер	в роли Терминатора на кадре из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Арнольд Шварценеггер в роли Терминатора на кадре из фильма «Терминатор 2: Судный день»

У каждого в детстве была своя любимая погоня, вызвавшая восторженное «вау». С высокой вероятностью зрители назовут именно сцену из второго «Терминатора» – она была живым воплощением качественного высокобюджетного кино. «Судный день» был прорывным и неповторимым, в особенности с длительной секвенцией погони по бетонным каналам, где тягач с Т-1000 преследовал молодого Джона Коннора и Т-800. Уже тогда Кэмерон баловался с цифровыми эффектами, но погоню снял, что называется, голыми руками – с использованием настоящей техники.

Каждая секунда этого четырехминутного драйва доказывает одно: несокрушимость как героев, так и всего съемочного состава. Freightliner несется за целью, втискивается в эстакады, нашпиговывается пулями Шварценеггера и взрывается – футуристическому пришельцу Роберта Патрика все нипочем.

Кадр из фильма «Безумный Макс 2: Воин дороги»

Кадр из фильма «Безумный Макс 2: Воин дороги»

А что будет, если превратить фильм в одну сплошную погоню? Джордж Миллер чуть ли не первым в истории задумался над этим, встав за руль своего постапокалиптического сиквела. Подлинным сюжетом «Воина дороги» хочется называть не противостояние героя Мэла Гибсона головорезам, а саму пустынную погоню – место схождения формы и содержания, полное эстетическое единство. 

Макс управляет бензовозом и вместе с выжившей общиной уходит от преследования охотников: в ход идут гарпуны, огнестрел, опасные дорожные маневры. Погоня не только драматична, но и, по сути, представляет собой полноценное драматургическое произведение с последовательной композицией, где есть завязка, развитие конфликта, кульминация и развязка. Пустынный драйв, снятый на натуре с использованием реальной техники, потом Миллер повторит в не менее успешном фильме 2015 года. Его философия понятна: если заводить двигатель, то только для работы в режиме нон-стоп. 

Кадр из фильма «Буллит»

Кадр из фильма «Буллит»

В 60-х и 70-х годах кино вышло из павильонов на натуру, выкатив еще и автомобили. Как итог зрители получили целое десятилетие кинопогонь, среди которых хрестоматийное место принадлежит «Буллиту». Боевик со Стивом МакКуином довольно трудно пересказать, не все в нем удается запомнить и уловить, однако погоня по улицам Сан-Франциско – чуть ли не визитная карточка картины.

Стильный и смекалистый лейтенант Фрэнк Буллит садится в Ford Mustang GT и устремляется за бандитами. Дальше – чистая пластика, сложенная из рева моторов, холмистых рельефов города и чудотворной механики киномонтажа. Сцена преследования будоражит своей длительностью, многообразием ракурсов и острых сюжетных решений. Кино – это правда не только 24 кадра в секунду, но и в 175 км/ч – до таких скоростей доходила самонадеянная авантюра «Буллита».

Джин Хэкмен	в роли детектива Джеймесона Дойла на кадре из фильма «Французский связной»

Джин Хэкмен в роли детектива Джеймесона Дойла на кадре из фильма «Французский связной»

Как «Французский связной» складывается в зрительской памяти? Все просто: на 30% это неонуар с Джином Хэкменом и Роем Шнайдером, а на остальные 70% – автопогоня по нью-йоркским улицам. Сценой бешеной езды Уильям Фридкин не только показал, что такое подлинный драйв и какова бывает награда за творческий риск (эпизод снимали без разрешения властей и импровизировали на опасных участках трассы), но и негласно подтолкнул к выводу, что сила кино – в локомоции и параллельном монтаже.

Полицейский, сыгранный Хэкменом, конфискует у гражданина машину и устремляется по встречке за составом наземного метро – именно туда запрыгнул преследуемый бандит. Главное не только препятствия, которые подстерегают на шумной трассе, но и техника съемки – Фридкин управлял камерой, ютясь на заднем сиденье, а другая крепилась на бампере. После «Французского связного» резонно идти на смелые утверждения и говорить, что лучше погоню никто так и не снял. 

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?