Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

6 малобюджетных научно-фантастических фильмов, которые оказались лучше дорогих блокбастеров

То, что было раньше исключением, вот-вот станет правилом: крупные студийные картины еле собирают кассу и становятся жертвами бесконечных переносов, а скромные инди-проекты выбиваются в любимцы публики. У «маленьких фильмов» появилась надёжная возможность встретиться со своей аудиторией, внимание которой к онлайн-прокату приковано сильнее, чем к кинотеатральным релизам.

Добавить в закладки
6 малобюджетных научно-фантастических фильмов, которые оказались лучше дорогих блокбастеров

Научная фантастика — жанр, который будто бы не может состояться без больших бюджетов, черных дыр и космических одиссей. Мы решили вспомнить несколько картин, снятых в основном за счет голого энтузиазма авторов, которые при этом не уступают масштабным эпикам.

Сьерра Маккормик в роли Фэй на кадре из фильма «Бескрайняя ночь»

Сьерра Маккормик в роли Фэй на кадре из фильма «Бескрайняя ночь»

Хотелось бы, чтобы «Бескрайняя ночь» со временем и сама стала классикой, на которую опирается. Свой дебютный фильм Эндрю Паттерсон собирал буквально по частям и оплатил производство из своего кармана, но едва ли скованность в средствах сказалась на тщательной стилизации внутри кадра. 60-е годы на экране не только проносятся пышными юбками и аналоговыми устройствами, но и заряжают воздух материей ушедшего времени. Фильм хоть и притворяется эпизодом телешоу вроде «Сумеречной зоны», но скорее похож на аудиоспектакль: большую часть хронометража главные герои не покидают радиорубку и каморку с коммутатором. Там в окружении четырех стен молодые люди понимают, что вот- вот случится вторжение, а телефон студии обрывают тревожные звонки. «Бескрайняя ночь» — картина удивительно изобретательная: пришельцы становятся барометром взросления, а любой разговор пронизан общим чувством предвкушения контакта с внеземными цивилизациями.

Мелани Лоран в роли Омикрон-267 на кадре из фильма «Кислород»

Мелани Лоран в роли Омикрон-267 на кадре из фильма «Кислород»

Само зачисление этого фильма в топ научной фантастики своего рода спойлер, но, надеемся, обозначенный жанр лишь заинтригует перед просмотром. На Netflix тихо вышел новый фильм Александра Ажа — французского режиссера и знаменитого мастера кровавых дел (в его фильмографии можно найти и ремейк «У холмов есть глаза», и недавний «Капкан»). В этот раз все действо происходит в криогенной камере, где просыпается молодая девушка и пытается понять, кто она и как здесь оказалась. Проводником потерянной в поисках истины становится голосовой помощник: дело за малым — научиться правильно задавать вопросы и формулировать поисковые запросы. Времени на это катастрофически не хватает, ведь вот-вот закончится кислород. Постепенно клаустрофобный триллер превращается в историю любви на грани фантастики, а Мелани Лоран в одиночку дирижирует зрительским вниманием почти два часа.

Джон Рейнольдс в роли Джека на кадре из фильма «Спаси себя сам!»

Джон Рейнольдс в роли Джека на кадре из фильма «Спаси себя сам!»

«Спаси себя сам!» — дурацкая и совершенно очаровательная комедия об инопланетном вторжении. Типичные миллениалы Су и Джек уезжают из города на детокс-выходные, но стоит им отключить смартфоны и на час уйти в офлайн, как тут же на планету нападают пришельцы — пушистые пуфы, похожие на зубастиков после психотерапии. С одной стороны, картина Алекса Хьюстона Фишера и Элинор Уилсон замкнутая вещь в себе — фильм снят с друзьями и для друзей. С другой — фантастика становится здесь ярким задником, чтобы порассуждать о проблемах поколения: молодые люди изо всех сил стараются стать лучшей версией себя и при этом не обидеть близких. Едва ли «Спаси себя сам!» стремится продемонстрировать эпичный захват планеты, но вполне справляется с земным цайтгайстом.

Брит Марлинг в роли Роды на кадре из фильма «Другая Земля»

Брит Марлинг в роли Роды на кадре из фильма «Другая Земля»

Имя актрисы Брит Марлинг стало синонимом инди-фантастики: пока фанаты умоляют вернуть к жизни сериал «ОА» и ищут подсказки в Инстаграме шоураннера, мы предлагаем вспомнить фильмы Майка Кэхилла. Его «Другая Земля», снятая буквально за гроши, стала тихим шедевром жанра. Часто говорят, что сай-фаем картина лишь притворяется, а на деле это драма о прощении. Возможно, в чем-то они правы, но «контакт» — это не только антропоморфные человечки с прозрачной кожей, а другая Земля — не таинственная аллегория, а новая действительность. Однажды в небе появилась планета, как две капли воды похожая на нашу: с теми же материками, океанами и людьми. Пока космические тела идут на сближение, земляне думают о том, что спросили бы у других себя и существует ли вселенная, где можно было избежать ошибок, которые в этой уже нельзя исправить.

Аарон Мурхед в роли Аарона на кадре из фильма «Паранормальное»

Аарон Мурхед в роли Аарона на кадре из фильма «Паранормальное»

Соратники, напарники и творческие родственные души Аарон Бенсон и Джастин Мурхед используют кино как способ обсудить и понять природу времени. В их картинах оно то повторяется, то движется циклично и все время норовит уйти от законов физики. В «Паранормальном» точкой выхода (и входа) становится секта, но вместо хоррора о зависимости от чужого авторитета постановщики предлагают посмотреть на изломы пространства и оказаться в ловушке временной петли (или параллельных вселенных, как знать). Производство картины обошлось самыми скромными средствами, но изобретательности авторов хватило, чтобы подчинить себе экранное измерение.

Джейк Джилленхол в роли Донни на кадре из фильма «Донни Дарко»

Джейк Джилленхол в роли Донни на кадре из фильма «Донни Дарко»

И завершим экскурсию по лоукостерам классикой инди-фантастики: «Донни Дарко», как и большинство культовых фильмов, публикой был принят не сразу. Мрачный подросток, пугающий кролик, Хэллоуин и плоский круг времени поначалу скорее оттолкнули зрителей, но постепенно теории множились, а материя кино в сознании роднилась с (мета)физикой. Во многом картину Ричарда Келли отличает именно отношение к жанру, а вернее, к жанрам: научная фантастика здесь становится методом для разговора о взрослении, которое пугает ничуть не меньше черных дыр, а школьная драмеди покрыта налетом тоскливой философии. Как бы то ни было, с годами фильм, снятый за 28 дней и финансируемый в основном энтузиазмом, смотрится все лучше, а упрощенные эффекты лишь добавляют зловещий оттенок психологическому состоянию главного героя (сыгранного, кстати, совсем юным Джейком Джилленхолом).

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?