Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

8 отличных вестернов 21 века, которые изменили правила жанра

В честь выхода на Netflix вестерна «Тем больнее падать» вспоминаем 8 лучших представителей жанра, вышедших за последние двадцать лет: за ружья, топоры и револьверы берутся самые именитые режиссеры — от Тарантино до братьев Коэн.

Добавить в закладки
8 отличных вестернов 21 века, которые изменили правила жанра

Гай Пирс в роли Чарли на кадре из фильма «Предложение»

Гай Пирс в роли Чарли на кадре из фильма «Предложение»

Австралийский вестерн Джона Хиллкоута «Предложение» снят по сценарию Ника Кейва. В основе фильма — своеобразный калейдоскоп тем и мотивов из раннего творчества музыканта: кровавые убийства, цена насилия, моральный выбор. Сюжет рассказывает о бандитах братьях Бернс, которые попадают в лапы капитана Стэнли. Тот ставит преступников перед жестоким выбором. Живыми братьям выбраться не удастся. В «Предложении» прежде всего подкупает атмосфера, и, хотя в фильме нет ничего фантастического, создается очень полное ощущение присутствия мистики и чего-то иррационального. Хиллкоут и Кейв оставляют широкое пространство для размышлений о поступках и мотивах персонажей. «Предложение» — это скорее притча, но фильм очень внимательно работает с мифологией вестерна, рассуждает о законе и человеческой природе, которая вечно стремится его переступить. Отдельного упоминания заслуживает актерский состав: Гай Пирс, будто созданный, чтобы играть ковбоев, делит экран с бородатым Джоном Хертом и Эмили Уотсон.

Бред Питт в роли Джесси Джеймса на кадре из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»

Бред Питт в роли Джесси Джеймса на кадре из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»

Режиссер Эндрю Доминик поставил, пожалуй, самый впечатляющий и красивый вестерн XXI века. Через странные и порой болезненные отношения легендарного бандита Джесси Джеймса и его серого и неприметного прихвостня Роберта Форда постановщик исследует границы мифа в массовой культуре. Джесси Джеймс еще при жизни стал героем устных рассказов, песен, а после смерти его слава продолжала расти. И в фильме бандит обременен своей известностью: едва ли он Робин Гуд с Дикого Запада, скорее уставший от беготни и насилия человек. Роберт Форд же недоумевает, почему его кумир не ведет себя по-геройски, и решает написать его биографию по собственному усмотрению. Философский вестерн режиссера Доминика интересен и как новый поворот в мифологии жанра, и как эпическая биография отшельника и кумира, бандита и поэта. Живописные и холодные пейзажи оператора Роджера Дикинсона создают в «Как трусливый Роберт Форд…» ощущение полумертвого мира, это совсем не Дикий Запад из фильмов Джона Форда — обжигающий, страстный, пышущий цветами. Великолепный дуэт получился у Бреда Питта и Кейси Аффлека, передавших эту внутреннюю тягу друг к другу учителя и ученика, хозяина и слуги.

Мишель Уильямс в роли Эмили на кадре из фильма «Обход Мика»

Мишель Уильямс в роли Эмили на кадре из фильма «Обход Мика»

Перегон скота через пустыню — один из самых распространенных тропов классического вестерна. Он символизировал процесс становления цивилизации, наглядно демонстрировал, как формировалась новая американская общность. Постановщица Келли Райнхардт в «Обходе Мика» перевернула устоявшийся канон с ног на голову и обозначила совсем иные смыслы в знакомом сюжете. В этом минималистичном вестерне герои как будто идут вместе со своими грузными волами в никуда. Они как бы стираются в бескрайнем пустынном пейзаже. Внутренние конфликты пилигримов одерживают верх, эта смутная тоска, подозрение, что все напрасно, сводят их с ума, доводят до крайностей. «Обход Мика» — медитативное, атмосферное кино, рассказывающее о другой стороне утопии цивилизации. Это своеобразное прощание с мифами прошлого, проводником которых в США так долго был вестерн.

Джефф Бриджес в роли Рустера на кадре из фильма «Железная хватка»

Джефф Бриджес в роли Рустера на кадре из фильма «Железная хватка»

Оригинальная «Железная хватка», вышедшая в 1969 году, стала своеобразной лебединой песней классического вестерна. Пожилой Джон Уэйн получил за роль в нем свой последний «Оскар», и сам фильм был построен вокруг его персонажа — престарелого маршала «Петуха» Когберна. В своей адаптации одноименного романа Чарльза Портиса братья Коэн показали женский взгляд на события. Главной героиней выступила юная девушка (Хейли Стенфилд), и через ее переживания и упорство режиссеры и рассказывают историю. В «Железной хватке» много чисто коэновского черного юмора, хотя в целом картина получилась довольно мрачной. Особенно в сравнении с первым фильмом, кончившимся несравнимо светлее. Коэны же показывают одиночество девушки в мире Дикого Запада, живущего по абсурдным правилам мужчин — пьяниц и чванливых глупцов. Это совсем не те ковбои, которых мы знаем по старым вестернам. Герои Джеффа Бриджеса и Мэтта Деймона смешны и крайне непрофессиональны. Братья Коэн до «Железной хватки» не работали с вестерном, но показали, что знают о нем больше, чем кто-либо.

Джейми Фокса в роли Джанго на кадре из фильма «Джанго: Освобожденный»

Джейми Фокса в роли Джанго на кадре из фильма «Джанго: Освобожденный»

Квентин Тарантино известен своей страстью к переписыванию истории в кино. В «Бесславных ублюдках» евреи убивают Гитлера, в «Однажды в… Голливуде» кинозвезды расправляются с «семьей» Чарли Мэнсона. Но в «Джанго: Освобожденный» режиссер работает с историей сложнее и глубже, потому что вступает на территорию самого «исторического» жанра — вестерна. Фильмы о Диком Западе всегда стремились к созданию некого мифа о стране, о нации. Тарантино в «Джанго» идет по тому же пути, пишет легенду о черном охотнике за головами, мстящем белым плантаторам за свою женщину. И, несмотря на свойственные режиссеру кровь и насилие, фильм рисует весьма оптимистичную картину старой Америки, в которой торжествует справедливость, а чернокожие рабы освобождаются от своих цепей.

Майкл Фассбендер в роли Селлека на кадре из фильма «Строго на Запад»

Майкл Фассбендер в роли Селлека на кадре из фильма «Строго на Запад»

В этом довольно камерном и независимом вестерне проявилась не самая распространенная и вообще, кажется, не присущая ему черта — лиризм и подростковая искренность. Режиссер Джон МакЛин написал маленькую историю о юном шотландском дворянине, прибывшем на Дикий Запад, чтобы отыскать свою возлюбленную. Здесь он встречает местных ковбоев — одни подадут ему руку помощи, другие постараются обмануть и предать. «Строго на запад» показывает, что и ковбои-головорезы могут испытывать чувства, что кровь проливается не только из алчности и других человеческих пороков, но и от любви. Кроме того, режиссер МакЛин визуально создал очень необычный Дикий Запад — яркий, живописный, напоминающий графический роман. Актер с большими глазами Коди Смит-Макфи замечательно показывает свою отчужденность от мира суровых ковбоев, которых здесь сыграли Майкл Фассбендер и Бен Мендельсон.

Курт Рассел в роли шерифа Хант на кадре из фильма «Костяной томагавк»

Курт Рассел в роли шерифа Хант на кадре из фильма «Костяной томагавк»

За вековую историю жанра органично вплести хоррор в фильмы о Диком Западе почти никому не удавалось. И только С. Крэйг Залер показал, что это не только возможно, но и что вестерн и хоррор, в общем, соседи, если не братья. «Костяной томагавк» берет типичную схему ковбойского кино — длительное путешествие героев из точки «А» в точку «Б». А затем после затяжной и неспешной подготовки резко ударяет сверху бескомпромиссным насилием и жестокостью, не жалея ни зрителя, ни персонажей. Конечно, в основе «Костяного томагавка» лежит размышление о том, в чем, собственно, разница между цивилизованными людьми, живущими в городах, что-то знающими о законе и Библии, и людоедами-дикарями, охотящимися за людьми и пытающими собственных женщин. Режиссер Залер делает вывод неутешительный, хотя герой Курта Расселла все же дарит какой-то лучик света, что, может быть, не все люди одинаково жестоки, что теплится еще в ком-то доброта и сострадание.

Миа Васиковска в роли Пенелопы на кадре из фильма «Девица»

Миа Васиковска в роли Пенелопы на кадре из фильма «Девица»

Классический вестерн всегда разворачивался вокруг мужчины, для которого женщина была лишь поводом для подвига. Женское начало представляло собой символ гармонии, семьи, патриархального уклада, которые необходимо защищать. Руководствуясь этими же принципами, незатейливый герой Роберта Паттинсона отправляется спасать свою «девицу» (Миа Васиковска) из лап негодяев. Но, добравшись до места назначения, он с удивлением узнает, что помощь ей, в общем, не требуется. Это как раз его нужно спасать. Режиссеры братья Зеллнер переворачивают каноны жанра в «Девице» в абсурдистской манере. Меняются и гендерные роли, и архетипы вестерна. Картина демонстрирует новый поворот в истории жанра, когда женщина не просто становится протагонисткой, но своими руками рушит выданный ей вестерном паттерн. Живое комедийное начало и харизматичные персонажи показывают, что фильмы о ковбоях не теряют актуальности, они постоянно трансформируются, эволюционируют и спешат отразить эпоху, в которой рождаются.

Текст: Кирилл Горячок
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?