Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Cyberpunk’s not dead

Весть из недр Warner Bros. о том, что студия планирует ребут культовой франшизы (или как минимум расширение ее вселенной), породила мириады хейтерских комментариев

Добавить в закладки
Cyberpunk’s not dead

1. «Матрицу» не помешало бы слегка осовременить

Фантастика устаревает быстрее, чем любой другой жанр, – и «Матрица», при всей своей революционности, тоже от этого пострадала: как-никак после выхода первой ленты прошло почти два десятка лет. Америка уже не та, что показывалась в фильме Ларри и Энди Вачовски: 11 сентября, Обама, Трамп, биткоины и электрокары, следящие камеры на каждом углу, слив интимных фото знаменитостей в iCloud – все это случилось позже. Даже братья Вачовски уже не братья, а сестры. В реальном мире сменилась мода; видеозвонки и стримы вошли в каждый дом, телефоны утратили кнопки, СМИ стали цифровыми, а соцсети превратились в настолько важную часть человеческой жизни, о которой Вачовски в свое время вряд ли могли и подозревать. Если мы и не живем еще в мире победившей Матрицы, то во всяком случае приблизились к ней пугающе близко. Возможно, новая итерация «Матрицы», эксплуатирующая рост сегодняшней кибер-паранойи, – это как раз то, что зритель готов принять. Попытаться раскрыть и подать идею Матрицы с новой, адаптированной к современным реалиям стороны – задача непростая, но разве игра не стоит свеч?

2. Ребут позволяет убрать ошибки и расписать стройную трилогию

Мало кто станет спорить с тем, что «Матрица» – одна из самых неровных трилогий всех времен. Философский заряд первого фильма не получил достойного развития в сиквелах, утонул под грузом боевых сцен и спецэффектов и вылился в достаточно спорный открытый финал. Еще в первой части хватало загадок, вызывающих недоумение (например, почему обязательно было использовать в качестве батареек людей, а не, скажем, куда более покладистых свиней), однако продолжения не только не ответили на эти вопросы, но и нагромоздили террикон новых. С одной стороны, обилие нестыковок дало пытливым фанатам возможность упражняться в построении собственных теорий, объясняющих сюжет, но с другой – оставило чувство досады у тех, кто не готов был копать слишком глубоко.

Все эти проблемы отчасти объясняются тем, что сценарий первой ленты обдумывался много лет, а сиквелы пришлось сочинять в сжатые сроки, и это были совсем не те продолжения, о которых изначально фантазировали авторы (хеппи-энд первой «Матрицы» спутал Вачовски все карты, поскольку в первом варианте их сценария фильм должен был закончиться на минорной ноте). Но уж если ребут состоится, он даст студии отличную возможность сразу распланировать стройную трилогию, где авторы будут заранее знать каждый свой следующий шаг, а зрители будут вправе рассчитывать, что история, начатая «за здравие», не закончится «за упокой». Кроме того, есть и такой неочевидный плюс: если ребут задним числом предложит адекватное объяснение ляпам «Матрицы» Вачовски, оригинальной трилогии это только пойдет на пользу.

3. Возможность перезагрузки Матрицы заложена в самой «Матрице»

Большинство франшиз перезапускаются с большим скрипом, спору нет. Но именно «Матрица» – тот редкий случай, когда возможность подобной операции заложена в сам сюжет, поскольку ее сиквелы ясно сообщают: существует несколько версий реальности; Матрица уже перезагружалась ранее и вполне может быть перезагружена в дальнейшем. Это значит, нет никакой необходимости сливать наработки Вачовски в канализацию, наоборот – придуманный ими мир можно расширить, то ли прирастив к открытому финалу «Матрицы: Революции» еще несколько сиквелов, то ли создав приквелы о том, что было до Нео с его красной пилюлей. Судя по сигналам инсайдеров, Уорнерам не дают покоя успехи «Звездных войн»: новые части этой саги вполне успешно сосуществуют со старыми, так почему бы не попробовать провернуть аналогичный трюк с «Матрицей»?

4. Перезагрузка допускает разнообразные игры с каноном

Существует такой любопытный прецедент, как «Темная башня» по Стивену Кингу: в книжной саге действие происходит кольцеобразно и подразумевается, что каждая новая «перезагрузка» сюжета чем-то отличается от предыдущей (хотя не объясняется, чем конкретно – здесь читателю предлагается включить фантазию). Грядущая экранизация же обещает стать не прямым пересказом кинговского сюжета, а именно фантазией на тему его перезагрузки, то есть там возможны любые отходы от канона – например, уже известно, что центральный персонаж станет негром. Это вполне может сделаться модным трендом (почему нет?), но если и не станет, потенциальному сценаристу новой «Матрицы» Заку Пенну здесь есть о чем подумать. Таким образом, слухи о том, что Warner Bros. интересуется темнокожим актером Майклом Б. Джорданом, не обязательно значат, что его хотят сделать «молодым Морфеусом» – с тем же успехом он может стать новым Нео. Да и прочие участники первой трилогии вполне могут претендовать на возвращение в альтернативных ролях – если не крупных, то хотя бы в формате камео. Киану Ривз, правда, уже говорил, что без Вачовски шагу не ступит, но деньги способны творить и не такие чудеса…

5. Отсутствие Вачовски может быть не минусом, а плюсом

Будем реалистами: если «Матрица» покорила всех, то последующие кинопроекты Вачовски выезжали в основном на магической рекламной строчке «От создателей „Матрицы“». К сожалению, ничего столь же выдающегося режиссеры с тех пор не создали. У бывших братьев, которых теперь чаще называют просто сиблингами («сестрами» язык как-то не поворачивается), достаточно специфический подход к фантастике, из-за чего им непросто находить бюджеты под свои идеи – например, гомоэротическая военная драма «Кобальт 9» так навсегда и осталась в виде букв на бумаге. Судя по тому, в каком направлении дрейфует творческая мысль Ланы и Лилли, это уже давно не те ребята, которые делали «Матрицу», так что, возможно, их невовлеченность в проект – не такой уж плохой знак. В противном случае есть подозрение, что Нео может закрутить роман с Морфеусом и сменить не только цвет кожи, но и пол, причем прямо по ходу сюжета…

Ларри и Энди Вачовски на съемочной площадке фильма "Матрица"

Кино, которое делают Вачовски, при всех их мейнстримовых заигрываниях можно смело называть авторским – что, с одной стороны, прекрасно (как ни крути, в Голливуде не так много режиссеров с собственной точкой зрения), но с другой стороны, после «Облачного атласа», после «Восхождения Юпитер», после сериала «Восьмое чувство» мы уже более-менее представляем, чего можно ожидать от Ланы и Лилли. Для перезагрузок же больше подходит кто-то молодой и голодный, со свежим взглядом, который может двинуть «Матрицу» в каких-то новых направления – в таких, куда Вачовски уже пойдут вряд ли. А если ничего не менять, то зачем нужна и перезагрузка?

6. Приемы оригинальной «Матрицы» еще есть куда развивать

Как мы помним, «Матрица» – это не только три фильма. Это еще сборник анимационных новелл «Аниматрица», компьютерные игры, комиксы и другие кусочки мозаики, которые добавляли что-то к общей картине, местами давая прямые подсказки к тому, как понимать те или иные вещи в фильме. В целом этот пазл работал через пень-колоду и больше походил на попытку выманить у фанатов побольше денег, нежели на достойное обрамление для культовой киноистории, но все же это был очень интересный шаг в сторону кросс-медиа. Конечно, новеллизации, комиксы и компьютерные игры по мотивам фильмов выходили и прежде, и после того, сериалы типа «Во все тяжкие» и «Бойся ходячих мертвецов» выкладывали в Сеть короткие вебизоды, добавляющие мазки к главному полотну, а «Аватар» и «Звездные войны» могут похвастать целыми путеводителями и энциклопедиями по своим вселенным. Но если не считать тематических парков с 3D-аттракционами, ничего по-настоящему захватывающего дух в данной области до сих пор не создано. Возможно, у новой «Матрицы» все получилось бы? Эксперименты с VR и дополненной реальностью, которые с относительно недавних пор ведутся в голливудских лабораториях, пока ни к чему не привели. Но если и есть какой-то сюжет, в рамках которого эксплуатация виртуальной реальности была бы целиком оправдана, то это, конечно, Матрица.

7. Мы говорим «Матрица», подразумеваем bullet-time

Уместно было бы ожидать от новой «Матрицы» и нового прорыва в области спецэффектов. Голливуд давно не радовал фанатов принципиально новыми визуальными трюками, от которых захватывало бы дух, а запрос на них, конечно, есть. Если ребут сможет предложить новому поколению что-то настолько же впечатляющее, как эпичные slow-mo и bullet-time, на которых во многом держалась харизма оригинальной трилогии, то перезагрузке, безусловно, многое простят. Главное, чтобы дело не ограничилось банальным 3D.

Фото со съемочной площадки фильма "Матрица"

Вы скажете: слишком много разных «если», а где гарантия, что хоть что-то из этого будет сделано? Гарантии, разумеется, нет. Но ЕСЛИ все получится, разве кто-то откажется скоротать вечерок под такое кино, пусть и без Киану Ривза? Мы бы точно не отказались.

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?