Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Как Жан-Люку Годару удалось совершить революцию в кинематографе

Годар является столь же революционной фигурой в кино, как The Beatles в музыке, Джойс в литературе или Дюшан в живописи. Благодаря своей насмотренности и опыту кинокритика режиссер знал правила кинематографии, но без зазрения совести нарушал их. Для кого-то представитель французской новой волны стал путеводной звездой в мире кино, а для других так и остался режиссером, чью картину они когда-то не смогли досмотреть. Сейчас на российских экранах можно увидеть, возможно, главное детище автора – фильм «На последнем дыхании». В честь такого знаменательного события не будет лишним еще раз вспомнить, что нового Годар подарил синефилам и почему его образ не блекнет со временем.

Добавить в закладки
Как Жан-Люку Годару удалось совершить революцию в кинематографе

Путь из кинокритики в кино

Жан-Люк Годар

Жан-Люк Годар

1950-е во Франции – время таких режиссеров, как Жан Деланнуа, Анри-Жорж Клузо, Марк Аллегре. Обойти этих титанов и бросить вызов традиционному кино было практически невозможно. Впрочем, это не исключает того, что молодая кровь искала свои способы говорить с помощью камеры. Такой была группа юных кинематографистов, которые обосновались в знаменитом на сегодняшний день журнале Cahiers du cinema. Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Жак Риветт, Луи Маль, будучи кинокритиками и журналистами, начинали высказываться с помощью короткометражек и своих взрывных текстов. Наблюдая за развитием индустрии, французы уже с помощью статей пытались обновить привычный нам киноязык. Самым знаменитым очерком того времени, пожалуй, является текст Трюффо об авторстве и авторском кинематографе. Годар же не отставал от своих товарищей и написал огромное количество материалов с цитатами и отсылками к литературе и размышлениями об искусстве. Будущий режиссер начинал свою революцию с пишущей машинки, в каком-то смысле постепенно изобретая современный вид критики.

 

Забастовка на Каннском кинофестивале и поддержка бунтующей молодежи

Жан-Люк Годар во время студенческих протестов в Каннах

Жан-Люк Годар во время студенческих протестов в Каннах

аннский кинофестиваль известен своими громкими скандалами. Однако до того, как Ларс фон Триер произнес свою знаменитую фразу, Джулия Робертс прошлась по красной дорожке босиком, а Спайк Ли проспойлерил победу Джулии Дюкорно, молодые режиссеры новой волны в далеком 1968-м устроили на Лазурном берегу небывалый ранее бунт. Кинематографисты решили поддержать революционное движение французских студентов и обратить внимание привилегированной верхушки на разгоревшийся социальный кризис. Режиссеры просили поддержать молодежь Франции, высказаться против жестокости полиции и немедленно закрыть кинофестиваль. Годар был одним из тех, чье выступление подтолкнуло многих членов жюри подать в отставку, и навсегда остался тем, кто пошатнул прочно стоявший на ногах консерватизм.

Любопытно, что в 2018 году, ровно 50 лет спустя, как Годар сорвал Каннский кинофестиваль, ему вручили особый приз – специальную «Золотую пальмовую ветвь».

 

Реализм, подобно документалистике

Жан-Люк Годар на съемках фильма на «Последнем дыхании»

Жан-Люк Годар на съемках фильма на «Последнем дыхании»

Работу всех режиссеров новой волны можно определить как вызов так называемому «папиному кино». Гиганты того времени в основном снимали в душных студиях, следуя целому набору неписаных правил. Оригинальных и, как бы мы сегодня назвали, поистине авторских работ было крайне мало, а экспериментов во время съемок и вовсе не наблюдалось. Но все изменилось, когда на сцену вышли представители новой волны. Неофициальное движение молодых авторов началось с 1959 года, когда Франсуа Трюффо показал миру «400 ударов». А уже в 1960 году Жан-Люк Годар продемонстрировал «На последнем дыхании», тем самым закрепив за собой и своими коллегами статус новой ветви режиссеров, которые олицетворяли переход от классического кино к современному.

Годар вместе с оператором Раулем Кутаром буквально изобретают новый способ создания фильмов. Используя Cameflex, небольшую легкую камеру, которая дает им большую свободу, режиссер и оператор вычеркнули слово «павильон» из своего творчества и работали на улице при дневном свете и в естественной обстановке. Режиссер снимал сцены на обычных улочках, в укромных кафе или квартирах друзей. Вот почему его фильмы наполнены духом времени, ведь Годар практически документировал окружающую его реальность.

 

Эксперименты с монтажом

Жан-Люк Годар на съемках фильма на «Последнем дыхании»

Жан-Люк Годар на съемках фильма на «Последнем дыхании»

После просмотра «На последнем дыхании» можно заметить, что Годар пренебрегает традиционным киностроением и говорит с нами на новом языке. Так называемый «скачущий» монтаж режиссера делает повествование не плавным и логичным, как мы привыкли, а прерывистым, с резкими переходами. Именно Годар ввел в моду джамп-каты – склейки, создающие эффект прыжка во времени, которые быстро перескакивают с одного действия на другое. Нарушается классическая грамматика кино, согласно которой мы не должны замечать какое-либо редактирование между сценами. В фильмах Годара же такие стилистические приемы нарочито бросаются в глаза, словно все снималось скрытой камерой и при помощи случайных кадров. Будто у истории нет ни сценария, ни сюжета. Есть только режиссер и зрители, которые вместе наблюдают за едва уловимым миром вокруг.

 

Неудобные темы

Жан-Люк Годар и Анна Карина

Жан-Люк Годар и Анна Карина

В начальный период своей карьеры режиссер выпустил сразу несколько картин о преступниках и мошенниках («На последнем дыхании», «Банды аутсайдеров», «Безумный Пьеро»). Глядя на Мишеля Пуакара, мы испытываем смешанные чувства – перед нами человек из криминального мира, но, пожалуй, мало кто сможет не проявить к нему сочувствия в последние минуты фильма. В «Жить своей жизнью» мы видим, что автор акцентирует внимание не только на секс-работницах на парижской улице, но через них и на уклад всего капиталистического общества в целом. Годар никогда не скрывал свои левые идеи и не раз критиковал современный консьюмеризм, а его фильмы стали еще одним способом сломать существующее общество. Поэтому кино для него было (и осталось) не только искусством, но и подобием оружия. Годар без страха поднимает такие острые вопросы, как война или проституция. Не боится делать политические фильмы или провозглашать в своих историях революцию. В его повествованиях полно критики и сатиры на современный образ жизни, который полностью зависит от общества потребления и рекламы. Однако все же в первую очередь он снимает кино о кино, и каждый его фильм говорит об авторском поиске новых возможностей его снимать. Оставаясь мятежником, Годар не перестает пробовать что-то новое, признаваясь в любви тому, чему посвятил всю свою жизнь.

Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?