Крепкая дружба — фундамент преданной любви

Новый фильм канадского вундеркинда — милое возвращение к истокам в холодных тонах

Рецензии

Друзья детства Матиас (Габриель Д’Альмейда Фрейтас) и Максим (Ксавье Долан) хотят от жизни разного: первый вот-вот станет юристом в успешной компании и наконец-то женится, второй, устав от постоянных провалов, планирует отступление в далекую Австралию и жизнь с чистого листа. На очередной вечеринке их просят сыграть целующуюся пару в студенческом экспериментальном фильме — друзья нехотя соглашаются, а наутро понимают, что жить как раньше не получится.

Кадр из фильма «Матиас и Максим»

Кадр из фильма «Матиас и Максим»

Каннский кинофестиваль этого года ознаменовался не только первым за 10 лет приездом Квентина Тарантино, но и возращением канадского вундеркинда, который три года назад зарекся приезжать на Круазетт. Тогда его шестой фильм «Это всего лишь конец света» пресса разгромила за сутки до официальной премьеры и заставила Ксавье Долана расстроенно идти по красной ковровой дорожке. С тех пор утекло много воды — например, новый звездный капустник Долана «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» пресса разгромила еще сильнее. Потерявшему свои юношеские привилегии (читай, право на самоповторы) вундеркинду оставалось только одно — вернуться на взрастивший его фестиваль и показать, что он готов соревноваться с главными режиссерами мира на равных, без поблажек на возраст.

«Матиас и Максим»

«Матиас и Максим»

Претензии к восьмому фильму начались до премьеры: зрители ждали, что тридцатилетний Долан наконец-то «повзрослеет». Надежду внушал подходящий материал — личное кино про ровесников режиссера, которые ставят под сомнения свою ориентацию. Не все, правда, понимают, что человек, который в 16 лет написал сценарий о проблемах подростковой самоидентификации и разорванной коммуникации с матерью («Я убил свою маму»), в 23 года поставил почти трехчасовой эпик о гендерной идентичности и самопожертвовании («И все же Лоранс»), наконец, в 27 лет адаптировал клаустрофобную пьесу о внутрисемейном отчуждении («Это всего лишь конец света»), кажется, окончательно повзрослел еще с наступлением пубертата. Новый фильм неожиданно показал, что к своим тридцати Долан попросту постарел и размяк.

Кадр из фильма «Матиас и Максим»

Кадр из фильма «Матиас и Максим»

«Матиас и Максим» — это неуклюжая попытка сесть на три стула: угодить фанатам стандартным режиссерским арсеналом, найти новую аудиторию и показать хейтерам, что Долан умеет снимать без юношеского максимализма. Результат соответствующий: постоянные ссоры с матерью чередуются с дэбом, клиповый монтаж — с шутками «твоя мама настолько жирная…», тихая драма на крупных планах и зумах — с хеппи-эндом из ромкома. Сложные взаимоотношения героев — краеугольный камень творчества Долана — здесь упрощены до натянутого конфликта, который, кажется, вот-вот закончится за игрой в Фортнайт. Обязательный мотив принятия себя возложен на Долана, точнее, его глянцевое лицо с горбачевским родимым пятном под глазом: оно ему особо не мешает, но Максим страшно обижается, когда про него говорят, и представляет себя без него, когда напивается. Фильм так и не сможет найти нерв, поэтому раз за разом будет доказывать зрителю, что все проблемы героев решатся, когда они протрезвеют.

Однако отсутствие конфликта не переводит фильм в разряд однозначно провальных. «Матиас и Максим» точно не разочарует преданных фанатов Долана, особенно почитающих его раннее творчество: потерянность героев роднит его с дебютом, страдания от любви — со вторым фильмом канадца. В конце концов это снятое на 35-миллиметровую пленку кино, которое под трек Pet Shop Boys пытается доказать зрителю, что даже маленький поцелуй может превратиться в снежный ком и поменять жизни людей, которые смирились с ее однообразностью. В новый фильм Ксавье Долана невозможно не влюбиться по старой памяти, но после него все же хочется верить, что это не вынужденное возвращение к истокам, а попытка закольцевать первый этап своего творчества, попрощаться с ним и сделать долгожданный шаг вперед.

30.05.2019 Текст: Алихан Исрапилов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00