Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

То ли женщина, то ли видение: чем запоминаются героини в фильмах Чарли Кауфмана?

За последние годы о Чарли Кауфмане было написано достаточно много кропотливых статей. Большинство аналитических текстов и рецензий содержат плеяду -измов: «невротизм», «сюрреализм», «постмодернизм». Но героиням сценариста и режиссера редко уделяется внимание. Во многом это связано с тем, что в центре сюжетов Кауфмана недовольный своей жизнью страдалец, а спутницы зачастую выступают в роли фантазий или расплывчатых воспоминаний. Можно упрекнуть кинематографиста в плоском изображении женщин, а можно рассмотреть героинь как зеркало главных идей Кауфмана. В честь дня рождения автора вспоминаем его ключевые работы и разбираемся в пантеоне кауфманских див.

Добавить в закладки
То ли женщина, то ли видение: чем запоминаются героини в фильмах Чарли Кауфмана?

Максин Лунд и Лотти Шварц — женщины, которые нашли себя 

В фильме Спайка Джонса Чарли Кауфман выступил автором сценария. Джон Кьюсак воплотил на экране одного из самых неряшливых и унылых мужчин в кино. Крейг — кукловод, который открывает портал в тело Джона Малковича. В жизни мужчины есть две женщины: помешанная на домашних животных супруга Лотти (неузнаваемая Кэмерон Диас) и холодная соблазнительница, коллега Крейга Максин (Кэтрин Кинер), которая не испытывает к нему ничего, кроме пренебрежения. После того как персонажи оказываются вовлечены в сложные любовные перипетии, две дамы сердца кукловода решают быть вместе. Ключевым моментом здесь является развитие героини Диас: освободившись от оков несчастного брака (в какой-то момент Крейг буквально запирает жену в клетке), она задумывается над вопросом гендера и обретает свободу быть тем, кем хочет. Вопрос идентичности часто мелькает в картинах Кауфмана, но в «Быть Джоном Малковичем» является ключевым мотивом. Лотти и Максин — наиболее свободолюбивые героини в фильмографии кинематографиста. Эти двое закрыли глаза на предрассудки общества, выбрали себя и плюнули в лицо патриархату. 

1 Кэмерон Диас и Кэтрин Кинер на съемках фильма «Быть Джоном Малковичем»

1 Кэмерон Диас и Кэтрин Кинер на съемках фильма «Быть Джоном Малковичем»

Клементина — женщина, которая (не) существует

Пожалуй, самая известная героиня в копилке фильмов Кауфмана — Клементина из «Вечного сияния чистого разума». Кейт Уинслет с цветными волосами — олицетворение свободного духа, девушка мечты, своего рода фантастическая фигура, за которую мужчины хватаются, желая привнести в серые будни каплю света. Большинство людей часто включают Клементину в число так называемых manic pixie dream girl — причудливых девушек, чье единственное призвание заключается в изменении внутреннего мира главного героя. С этой теорией можно как согласиться, так и опровергнуть ее. Характер и поступки девушки действительно напоминают клишированные шаги архетипа странной девчонки. Но в конечном счете мы понимаем, что Клементина — живой человек, а не решение проблем Джоэля, героя Джима Керри. Она, как и многие из нас, имеет изъяны и не должна соответствовать идеалу партнера. Лучше всего героиню описывают ее же собственные слова: «Все мужики считают, что я их дополняю или наполню их жизнь радостью, а я рядовая испорченная девчонка, которая ищет себя в пироге под названием жизнь — и не вешай на меня бирку “продана”».

Кейт Уинслет в роли Клементины на кадре из фильма «Вечное сияние чистого разума»

Кейт Уинслет в роли Клементины на кадре из фильма «Вечное сияние чистого разума»

Сьюзен Орлеан и Мэри — женщины, которые выбирают не тех 

Чарли Кауфмана наняли для адаптации книги Сьюзен Орлеан «Вор орхидей». Но сценарист понял, что не может создать серьезную драму, и вместо этого снял метакомедию о собственном творческом кризисе. Орлеан — реальная личность, но героиня Мерил Стрип — плод воображения Кауфмана. Сьюзен в фильме представляет другой пласт женщин кинематографиста — одержимых мужчинами, в которых героини видят спасение от собственного одиночества. Журналистка с осторожностью изучает Джона Лароша и постепенно падает в омут невиданной ранее страсти. Сьюзен цепляется за нового приятеля в надежде, что дикий нрав и любовь к редким цветам могут оживить ее закостенелую душу. Героиня ошибочно приписывает Джону собственные переживания, романтизируя в общем-то обычного чудака. 

Мерил Стрип в роли Сьюзан Орлеан на кадре из фильма «Адаптация»

Мерил Стрип в роли Сьюзан Орлеан на кадре из фильма «Адаптация»

На первый взгляд Мэри из «Вечного сияния чистого разума» совершенно не похожа на серьезную и немного холодную Сьюзен Орлеан. Однако героиня Кирстен Данст — столь же потерянная и жаждущая любви женщина, как персонаж Мэрил Стрип. Мэри — сотрудница клиники по стиранию памяти, миловидная особа, которая, как школьница, влюблена в босса, который сильно старше. Вскоре выясняется, что девушка не только работает в необычной организации, но и является ее пациенткой: Мэри уже избавлялась от болезненных воспоминаний после романа с начальником. Если Клементина — сложная барышня из сказки, у которой есть надежда на счастливый конец, то Мэри выглядит использованной и брошенной мужчиной девушкой, которая никак не может обрести счастье. 

Кирстен Данст в роли Мэри на кадре из фильма «Вечное сияние чистого разума»

Кирстен Данст в роли Мэри на кадре из фильма «Вечное сияние чистого разума»

Люси — женщина из воспоминаний

Кауфман всегда рассказывал истории о меланхоличных героях, которые чувствуют себя потерянными в обществе и видят в женщинах возможность освободиться от вихря страданий. Последний на сегодняшний день фильм автора — очередная одиссея одинокого мужчины, который сбежал от реальности в мир грез. Джесси Бакли воплощает на экране Люси — тревожную девушку, которая едет со своим парнем знакомиться с его родителями и думает, что еще немного, и она наконец поставит точку в отношениях. Люси непознаваема даже для самой себя, героиня то и дело путается в лабиринтах памяти. Калейдоскоп странностей сбивает с толку зрителя, который к концу картины понимает: рыжеволосая особа — не столько отдельная личность, сколько проекция паутины разума, клубок желаний мужчины. Несмотря на то что Люси иллюстрирует всего лишь фантазию несчастного интроверта, героиня Бакли выглядит загнанной в клетку женщиной. Кажется, что она — с разными именами и настроением — вот-вот покажет истинное лицо, вырвется из-под авторского взгляда и наконец решит, как все закончить. 

Джесси Бакли в роли Люси на кадре из фильма «Думаю, как всё закончить»

Джесси Бакли в роли Люси на кадре из фильма «Думаю, как всё закончить»

Герои Кауфмана — беспокойные, застрявшие в водовороте сюрреалистичных событий одиночки. Сценарист поразительно точно иллюстрирует то, как женщины могут восприниматься лишь в качестве мужских фантазий, но в то же время дает им право быть услышанными. Ваша маниакальная девочка мечты никогда не будет идеальной. Муза закрутит роман с вашей супругой, которая заслуживает большего. А придуманная девушка из подсознания или из воспоминаний далекого прошлого не сделает вашу жизнь лучше. В конце концов мир Кауфмана не построен по лекалам определенного жанра, а выступает искаженным зеркалом нашей реальности, где все сложнее/страннее/страшнее, чем кажется, а женщины — не спасательный круг для мужского населения. 

Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?