Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Лучшие фильмы ужасов 80-х: от бессмертной классики до забытых шедевров

80-е — период, когда хоррор обрёл второе дыхание. Слэшер, главный поджанр того времени, заполонил экраны кинотеатров, а продюсеры и режиссёры пытались найти новые формы, способные напугать зрителя и опустошить его карманы. Рассказываем о главных ужастиках эпохи: от бессмертной классики до несправедливо забытых шедевров.

Добавить в закладки
Лучшие фильмы ужасов 80-х

Кадр из фильма "Пятница 13-е"

Шон Каннингэм задумывал «Пятницу, 13-е» как ответ карпентеровскому «Хэллоуину»: больше крови, больше секса и, соответственно, бОльшие кинотеатральные сборы. Его фильм был обречён на коммерческий успех и до сих пор остаётся одним из самых кассовых хорроров, но вот с положением картины в иерархии искусства всё не так просто. Для большинства «Пятница, 13-е» — олицетворение бесстыдной эксплуатации 80-х, безынтересная калька, устаревшая во всех отношениях. Эпизодами — и это сложно отрицать — хоррор Каннингэма действительно теряет былую эффектность, но если смотреть на «Пятницу» глобально, мы увидим всё то же кино, что взрывало бокс-офис в 1980 году: грязное, жуткое, своей любовью к насилию напоминающее Гран-Гиньоль, но в то же время витиевато заигрывающее с гендерным вопросом (в первой части убийцей со всеми признаками маскулинности, вопреки частой ошибке, оказывается вовсе не каноничный Джейсон Вурхиз в хоккейной маске, а его мстительная мать). «Пятница, 13-е» — такой же важный представитель слэшера, как и «Хэллоуин» с «Техасской резнёй бензопилой», и тот зрительски-кровавый тон, который задал Каннингэм, будет воспроизводиться ещё не одно десятилетие.

Кадр из фильма "Гремлины"

Если вы хотите провести канун Нового года со вкусом — смотрите «Гремлинов». Пожалуй, самый безобидный фильм списка: ничуть не пугающий, а во многом даже уморительный. Джо Данте, вооружившись сценарием Криса Коламбуса (автор другого рождественского магнум опуса «Один дома») и продюсерским надзором Стивена Спилберга, деконструирует понятие о Рождестве как о счастливом празднике жизни. Маленькие чудовища наводняют захолустный городок, жители которого — шаблонные модельки из безынтересных рафинированных комедий, и превращают до невыносимости коммерциализированный праздник, давно потерявший истинный смысл, в смертельный балаган. Если лучшее военное кино — антивоенное, то легко можно сделать и другой вывод: лучшее рождественское кино — антирождественское.

Кадр из фильма "Техасская резня бензопилой 2"

Первый фильм Тоуба Хупера о кровожадной семейке каннибалов и их невезучих жертвах моментально стал классикой хоррора, но продолжение ожидала тяжёлая судьба. «Техасская резня бензопилой 2» вышла спустя более чем 10 лет, была разгромлена критиками, зрителями и лишь с трудом отбила бюджет почти в 5 миллионов. Это легко объяснить радикальной сменой стиля и жанра: вместо жуткого слэшера Хупер снимает трэш-комедию, где герои дерутся друг с другом гигантскими бензопилами, имитируя ими свои фаллосы, а чёрный юмор затмевает всякий саспенс. С точки зрения маркетинга, безусловно, ошибка, уход от прибыльного канона, но с позиции развития жанра (с каждым годом слэшеры становились всё менее серьёзными и всё более кроваво-ироничными) очень точное попадание в цайтгаст.

Кадр из фильма "Возвращение живых мертвецов"

Фигура Дэна О’Бэннона для жанра XX века ключевая. Именно он выступил сценаристом «Чужого» и первого полнометражного фильма Джона Карпентера «Тёмная звезда», «Вспомнить всё» и андеграундной классики «Похоронены, но не мертвы», а в 1984 году дебютировал с задорным зомби-хоррором «Возвращение живых мертвецов», иронизирующим над шедеврами Ромеро и другими картинами о ходячих трупах. Шутки про нацистов и панков, придурковатые антагонисты, одиозно тянущие слово «мозги» (если уж тогда такая трактовка их образа казалось ироничной, то сейчас и подавно), и до сих пор внушающие практические эффекты: в дебюте О’Бэннона зрелищность и понимание всех шаблонов жанра сходится с уникальной ревизией, которую не смогли переплюнуть даже спустя 35 лет. Оттого вдвойне обидно, что режиссёрская карьера автора закончилась, так толком и не начавшись, — на менее оригинальной, хотя во многом такой же достойной, как и первый фильм, экранизации Лавкрафта под названием «Воскресший» (1991).

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов"

Фильм, не нуждающийся в представлении. Апогей творчества Уэса Крэйвена («Крик», безусловно, кино более мастеровитое, но по степени влияния на поп-культуру не такое монументальное) и картина, давшая начало целой франшизе из кино, сериалов, комиксов и игр. Образ Фредди Крюгера по своей заметности и запоминаемости является если не главным, то по крайней мере одним из главных за всю историю кинематографа. Но довольно о регалиях: «Кошмар на улице Вязов» – это прежде всего умный психоаналитический хоррор о фантазиях (что лишь подтвердит сиквел, акцентирующийся на подавленной гомосексуальности), создающий целую фантасмагоричную галерею снов и изобретательных сцен убийств. Классика Крэйвена обречена на постоянное перерождение — в том числе ремейкизацию, — потому что её концепт актуален по умолчанию, а эзотерика ужаса пугает по сей день.

Кадр из фильма "Муха"

Пластически безупречный боди-хоррор Дэвида Кроненберга, повествующий об учёном, создавшем телепорт и по случайному стечению обстоятельств подвергнувшемся страшной мутации: во время процесса в аппарат залетела муха, и теперь мужчина медленно превращается в гигантское насекомое. Страх науки и лавкрафтовский ужас неизведанного сливаются с внушительным мастерством гримёров — так «Муха» оказывается чуть ли не самым совершенным экспериментом на тему человеческой деформации и следующей за ней трансформации больной психики. На первый взгляд с таким же успехом здесь мог быть, например, «Видеодром», но именно в «Мухе» режиссёр достиг синтеза простоты истории с внушительностью формы.

Кадр из фильма "Реаниматор"

Заслуги уже упомянутых гримёров «Мухи» на фоне «Реаниматора», впрочем, немного меркнут. Да, кино Кроненберга натуралистичнее и, соответственно, страшнее, но главный труд Стюарта Гордона (в отличие от предыдущего фильма, кстати говоря, основанного на Лавкрафте, но соответствующего произведениям автора в меньшей степени) дарит зрителю шапито-шоу из оторванных голов и других отрывающихся конечностей. «Реаниматор» — бойкий и дерзкий боди-хоррор, прежде всего зацикленный на комедийной стороне человеческих деформаций. Если угодно, другая крайность поджанра, демонстрирующая безграничный потенциал слэпстика в формате фильма ужасов. Гордон не оставил попыток снимать по Лавкрафту и дальше, но все остальные его фильмы к революционности «Реаниматора» так и не приблизились.

Кадр из фильма "Сияние"

Ещё один фильм из списка, чьё наличие здесь едва ли стоит оспаривать (и доказывать). Одна из самых заметных и дискуссионных работ Стэнли Кубрика, в которой все отчаянно ищут смыслы — от личной исповеди до легенды о лунном заговоре — и которая, справедливости ради, ко всем этим трактовкам располагает сама. «Сияние» настолько многозначно в своей неспешности, что каждый его кадр нагружает зрителя багажом не только эмоций, но и невыразимых мыслей, единственный возможный выход которых — испуг, ужас непознаваемого зла, заключённого в пресловутом холодном отеле. Как результат — постоянные отсылки в других фильмах, целая фан-база, вечно отстаивающая честь экранизации, подвергаемой нападкам даже со стороны автора оригинала, и вечное участие в списках лучших хорроров. В том числе и в этом.

Кадр из фильма "Почти стемнело"

Если и говорить о хоррорах 80-х, до обидного мало появляющихся в русскоязычных дискуссиях, то именно о vampire-movie Кэтрин Бигелоу. В центре сюжета — молодой парень, попавший в компанию трудных подростков (как окажется позже — вампиров) и ставший кровопийцей. Саспенса тут не так уж и много, больше внимания уделено драме персонажа и его сложному моральному выбору. Номинально Бигелоу снимает подростковое кино, наделяя касту молодых людей из субкультур свойствами чужого, ненавидимого обществом (в вампиризме персонажей возникает довольно популярная ассоциация с наркотической зависимостью). Если понятие «тихий шедевр» по- прежнему можно считать актуальным, то перед нами именно он — скромный фильм с такими же скромными амбициями, удачно компилирующий все жанровые наработки и рассказывающий, пожалуй, самую проникновенную и зрелищную историю человеческого грехопадения в формате vampire-movie.


Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?