Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Пираты, русалки и военная пропаганда: главные взлёты и падения студии Disney

Сегодня Disney — одна из крупнейших корпораций в мире, чьи фильмы каждый год доминируют в прокате. Но так было не всегда. Чтобы добраться до величия, компании пришлось пережить не один резкий поворот на своём пути. В честь 120-летия Уолта Диснея мы вспоминаем главные удачи и неудачи его студии: амбициозные провалы и неожиданные хиты.

Добавить в закладки
Пираты, русалки и военная пропаганда: главные взлёты и падения студии Disney

Создание Микки Мауса и первый «Оскар»

Кадр из анимационного фильма «Пароход Уилли»

Кадр из анимационного фильма «Пароход Уилли»

В 1932 году Уолт Дисней перебрался к своему брату Рою О. Диснею в Голливуд, где они вместе основали компанию Disney Brothers Cartoon Studio (в 1926 году переименованную в Walt Disney Studio). Их первым большим успехом было создание анимационного персонажа Кролика Освальда — вот только дистрибуцией мультфильмов с ним занималась Universal, и ей же принадлежали права на персонажа. В итоге братья Дисней заработали на своей идее только несколько сотен долларов, да ещё и продюсер Чарльз Минц переманил их лучших аниматоров в свою компанию Snappy Comedies.

Диснею нужно было срочно придумывать нового героя, чтобы спасти свою студию. Именно тогда, в 1928-м, родился Микки Маус (точнее, он был Мортимером Маусом, пока жена Уолта не сказала, что имя мышонку совершенно не подходит) — дебютная короткометражка с ним, «Пароходик Вилли», стала первой звуковой картиной Walt Disney Studio и первым же большим успехом. А через год начался выпуск сериала-антологии Silly Symphonies, который 6 лет подряд брал «Оскар» за лучший короткометражный анимационный фильм.

Первый полнометражный фильм — и сразу огромный хит

Кадр из анимационного фильма «Белоснежка и семь гномов»

Кадр из анимационного фильма «Белоснежка и семь гномов»

Вдохновившись успехом Silly Symphonies, Уолт Дисней решил раздвинуть барьеры для анимации ещё дальше и сделать первый в истории полнометражный мультфильм. Вышедшая в 1937-м «Белоснежка и семь гномов» стала самым кассовым фильмом своего времени, а заодно начала долгую эру доминирования Disney на рынке. Чтобы закрепить успех, Уолт открыл новую студию в Бёрбанке, в четыре раза больше предыдущей, и начал делать несколько полнометражных картин одновременно, в том числе амбициозную «Фантазию».

Провал «Фантазии» и забастовки аниматоров

Кадр из анимационного фильма «Фантазия»

Кадр из анимационного фильма «Фантазия»

Эти амбиции в итоге чуть не погубили студию. Вышедший в 1940 году «Пиноккио» при бюджете в 2,3 миллиона долларов собрал около двух. Строительство студии в Бёрбанке оказалось слишком дорогим. В итоге компания начала публично продавать свои акции, чтобы выжить. Дисней надеялся на успех «Фантазии», но зрители не слишком оценили экспериментальный мюзикл. К 1941 году его студия задолжала 3 миллиона долларов. А половина аниматоров объявили забастовку — производство «Дамбо» и «Бэмби» оказалось под угрозой.

Чтобы хоть как-то оправиться от потерь, Disney начала делать военные пропагандистские мультфильмы для армии США. С бастующими в итоге удалось договориться брату Уолта, Рою О. Диснею, и сборы «Дамбо» и «Бэмби» помогли компании немного закрыть долги, пусть и не полностью выйти из кризиса. А ещё все эти события сильно ужесточили Уолта: всегда оптимистичный творец стал заядлым консерватором и антикоммунистом.

Пираты спасают Disney

Роберт Ньютон в роли Джона Сильвера «Остров сокровищ»

Роберт Ньютон в роли Джона Сильвера «Остров сокровищ»

Полностью оправиться от потерь студия смогла только в 1950 году, когда выпустила сразу два больших хита. Свой первый полнометражный live-action-фильм — экранизацию пиратского романа Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ». И «Золушку», которую удалось сделать дешевле, чем предыдущие анимационные картины: Диснею пришлось идти на творческие компромиссы и немного унять свой перфекционизм.

Успех закрепили «Алиса в Стране чудес» в 1951-м и «Питер Пэн» в 1953-м. В 1955 году стартовал популярный сериал «Клуб Микки Мауса» — и в то же время в Анахайме, Калифорния, открылся первый Диснейленд.

Смерть Уолта Диснея и неудачные эксперименты

Энтони Перкинс в роли доктора Алекса Дюрана «Чёрная дыра»

Энтони Перкинс в роли доктора Алекса Дюрана «Чёрная дыра»

В 1966 году из жизни ушёл Уолт Дисней. Управление компанией перешло Рою О. Диснею, который закончил проекты, начатые младшим братом, включая «Книгу джунглей», но он сам умер всего через 5 лет. Новое руководство, состоящее из продюсеров Донна Татума и Карла Уокера, а также приемного сына Уолта Рона Миллера, поначалу не смогло управлять компанией так же эффективно, как их предшественники.

Удачи, конечно, были — вышли «Робин Гуд» и «Лис и пёс», — но эта эра Disney отметилась также неудачными экспериментами. Рон Миллер решил, что компания должна делать фильмы для тех людей, что раньше никогда не интересовались её продукцией. Так появилась «Чёрная дыра» 1979-го, подростковый сай-фай, созданный явно на волне успеха «Звёздных войн». И «Лесной наблюдатель» 1980-го — первый диснеевский хоррор. Обе провалились в прокате.

«Всплеск» популярности и уход в большое кино

Том Хэнкс в роли Аллена на кадре из фильма «Всплеск»

Том Хэнкс в роли Аллена на кадре из фильма «Всплеск»

Но не все идеи Миллера были провальными. Именно он в 1984-м основал Touchstone Pictures, подразделение Disney, которое занялось выпуском более «взрослых» полнометражных картин. Первым её большим успехом стал «Всплеск» — романтическая фэнтези-комедия с Томом Хэнксом в роли парня, влюбившегося в русалку. Позже эта же компания выпустит «Доброе утро, Вьетнам», «Общество мёртвых поэтов» и «Красотку».

Серия анимационных провалов

Кадр из анимационного фильма «Чёрный котёл»

Кадр из анимационного фильма «Чёрный котёл»

В середине 80-х в правлении Disney случились большие перемены: исполнительным директором компании стал Майкл Айснер из Paramount, а президентом — Фрэнк Уэллс из Warner Bros. В первые годы их руководства анимационный отдел студии переживал не лучшие времена. Картины вроде «Чёрного котла» и «Великого мышиного сыщика» не могли сравниться по сборам с предыдущими хитами, к тому же они попросту не выдерживали конкуренции с работами Дона Блута вроде «Секрета крыс», «Американского хвоста» и «Земли до начала времён», которые обошли проекты Disney в прокате. Великий аниматор как раз покинул студию после «Лиса и пса», чтобы те не ограничивали его авторское видение.

Диснеевский Ренессанс

Кадр из анимационного фильма «Аладдин»

Кадр из анимационного фильма «Аладдин»

Оправиться Disney смогли только к концу десятилетия. В 1989-м компания выпустила «Русалочку» — фильм, который начал эру так называемого «Диснеевского Ренессанса». Через два года вышла «Красавица и Чудовище», получившая номинацию на «Оскар» в категории «лучший фильм» (отдельной номинации для полнометражных мультфильмов тогда ещё не было), в 1992-м — «Аладдин», в 1994-м — «Король Лев», собравший в прокате почти миллиард долларов.

Ренессанс длился на протяжении всех 90-х и закончился только с выходом «Тарзана» в 1999-м — когда Disney стало сложнее выдерживать конкуренцию новоприбывших Pixar и DreamWorks.

Последствия терактов 11 сентября и ошибки руководства

Пол Уокер в роли Фила на кадре из фильма «Вместе с Дидлами»

Пол Уокер в роли Фила на кадре из фильма «Вместе с Дидлами»

Теракты 11 сентября 2001 года потрясли весь мир — и сильно задели студию. Дело в том, что значительная часть доходов к тому моменту шла не от выпуска фильмов, а от тематических парков развлечений. В это турбулентное время они начали терпеть большие убытки. В итоге компании пришлось уволить около четырёх тысяч сотрудников и сильно сократить расходы. Не помогало и то, что на рубеже веков Disney выпустила несколько провальных картин: в частности, комедию «Вместе с Дидлами», при бюджете в 24 миллиона собравшую всего 4.

Пираты спасают Disney (опять)

Джонни Депп в роли капитана Джека Воробья на кадре из фильма«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной Жемчужины»

Джонни Депп в роли капитана Джека Воробья на кадре из фильма«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной Жемчужины»

Но уже в 2003 году Disney оказалась первой студией, заработавшей больше 3 миллиардов долларов в прокате. Спасибо за это нужно сказать в первую очередь «Пиратам Карибского моря» — уже во второй раз в непростое время компанию спасали фильмы о морских волках. Причём забавно, что «Пиратов» делали с большой опаской: к началу нулевых считалось, что фильмы на эту тему зрители смотреть просто не будут (всё из-за катастрофического провала «Острова головорезов» в 95-м). Но Вербински доказал обратное. И создал, вероятно, главную диснеевскую франшизу нулевых, которая позже принесёт компании ещё не один миллиард.

А в 2006-м Disney весьма креативно решила проблему конкуренции анимационного подразделения с Pixar. И просто выкупила компанию за 7,4 миллиарда долларов.

Эра перезапусков и смерть оригинальных блокбастеров

Джонни Депп в роли Тонто на кадре из фильма «Одинокий Рейнджер»

Джонни Депп в роли Тонто на кадре из фильма «Одинокий Рейнджер»

Продюсер Джерри Брукхаймер вслед за успехом «Пиратов» решил продолжить серию больших креативных блокбастеров. С «Сокровищем нации» всё получилось неплохо. А вот в начале 10-х последовала серия больших кассовых неудач. «Одинокий рейнджер» того же Гора Вербински заработал всего 260 миллионов при бюджете в 225. Не оправдал ожиданий «Принц Персии: Пески времени». А в 2012-м «Джон Картер», не спродюсированный Брукхамером, но явно созданный на волне успеха прочих похожих тентполов, заработал всего 280 миллионов при бюджете в 250.

Так закончилась эра оригинальных блокбастеров: Брукхаймеру больше не доверяли, а Гор Вербински с тех пор не снял ни одного большого фильма. Disney, испугавшись неудач, начала действовать предельно осторожно. И удобно, что примерно в это же время студия приобрела сначала Marvel Studios (в 2009-м), а затем Lucasfilms (в 2012). Началась безопасная эпоха киновселенных и вечных ремейков: Disney с тех пор увязла в повторении хитов прошлого и выбираться из этого болота явно не планирует (хотя и есть редкие проблески новизны вроде «Круиза по джунглям»). Но кто знает, может, пираты спасут её вновь?

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?