Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Рейтинг фильмов Сарика Андреасяна – от худшего к терпимому

В честь дня рождения одиозного постановщика (ему сегодня исполняется 37 лет) проходимся по фильмографии Сарика Андреасяна — и пытаемся выяснить, насколько со временем вырос режиссёр «ЛОпуХов», «Что творят мужчины» и «Защитников».

Добавить в закладки
Рейтинг фильмов Сарика Андреасяна – от худшего к терпимому

14-е место

Сергей Писаненко в роли Сереги на кадре из фильма «ЛОпуХИ: Эпизод первый»

Сергей Писаненко в роли Сереги на кадре из фильма «ЛОпуХИ: Эпизод первый»

Свой дебют Сарик Андреасян выпустил всего в 25 лет, а сценарий написал и того раньше — ещё в 20, что, надо сказать, заметно. Криминальная комедия о трёх бестолковых комиках (их играют известные на тот момент кавээнщики: Сергей Писаренко и Евгений Никишин из «Уездного города» и Эндрю Нджогу из команды РУДН) выглядит как то, что мог придумать вчерашний подросток, пересмотревший всего Гая Ричи. По сюжету из-за героев умирает босс мафии (задыхается от смеха), а они сами сбегают с деньгами и пытаются скрыться от посланных вслед киллеров. «ЛОпуХи» почти целиком состоят из разрозненных гэгов, которые не опишешь никаким другим словом, кроме как ёмким англицизмом «кринж»: не спасает даже парочка неожиданно удачных шуток и второй план с Нагиевым, Горевым и Буруновым, которые стараются больше, чем этот фильм заслуживает (кавээнщики вот, кажется, не стараются вообще). Если что хорошее и можно сказать о дебюте Андреасяна, так это то, что со времён первого фильма он явно вырос как постановщик и сценарист.

13-е место

Кадр из фильма «Мафия: Игра на выживание»

Кадр из фильма «Мафия: Игра на выживание»

Один из первых опытов Андреасяна в зрелищном кино. Если смотреть на всю фильмографию автора, то нетрудно выявить, что режиссёра постоянно тянет к жанровым историям: роад-муви, супергероика, картины об ограблениях и, наконец, фантастические триллеры об играх на выживание. К последнему жанру (как можно понять по названию) как раз и относится «Мафия» — на бумаге грандиозный диалоговый триллер, где люди пытаются обмануть не только друг друга, но и вездесущих ведущих, а на деле обычный b-movie, вбирающий в себя все штампы жанра. Фильмы Андреасяна сложно назвать визионерскими, но в свои юные годы постановщик снимал по-своему сумасбродно, чудаковато (пусть порой и откровенно плохо). «Мафия», которая не может похвастаться выдающейся историей, увы, выглядит настолько же посредственно, насколько и написана: ни тебе странных зумов, ни диких пересветов из «ЛОпуХОВ».

12-е место

Дмитрий Дюжев в роли Сергея Добролюбова на кадре из фильма «Беременный»

Дмитрий Дюжев в роли Сергея Добролюбова на кадре из фильма «Беременный»

«ЛОпуХов» ни один фильм с пьедестала, разумеется, не скинет, но «Беременный» когда-то очень старался. Сама завязка анекдотичнее некуда (хотя, например, «Джуниор» про Шварценеггера, готовящегося к собственным родам, обладал даже драматическим потенциалом, а железный Арни за эту роль был номинирован на «Золотой глобус»), однако то, как её развивает Андреасян, выходит за рамки добра и зла. Галустян носится с пузатым Дюжевым по судам, попутно последний уныло ссорится с женой, а Николай Наумов из «Реальных пацанов» ведёт репортаж о курице-несушке, предсказывающей результаты сборной, — сборник скетчей о москвичах и трудностях семейной жизни отчаянно пытается стать чем-то большим, чем нелепая зарисовка на тему. Благо, «Беременный» хоть снят лучше «ЛОпуХов» — андреасяновское «мастерство» рассказчика по-прежнему, мягко говоря, хромает, но кадры стали вывереннее, а визуальная комедия (страшно признать) — тоньше.

11-е место

Равшана Куркова в роли Алисы на кадре из фильма «Что творят мужчины!»

Равшана Куркова в роли Алисы на кадре из фильма «Что творят мужчины!»

Ещё одна комедия Андреасяна с бывшими участниками КВН в главных ролях — и вновь полная катастрофа. Если «ЛОпуХи» пытались быть криминальной комедией а-ля Ричи, то «Что творят мужчины» скорее действует в пространстве «Американского пирога»: главные герои тут должны соблазнить как можно больше девушек на курорте, чтобы получить полмиллиона долларов. Не стоит и говорить, что девушки в представлении фильма — набор самых кондовых стереотипов, которые только можно представить. А сама картина — сборник глупейших, неостроумных, а часто и попросту мерзких гэгов, который ещё и зачем-то своим названием намекает на цикл неплохих комедий Квартета И. У фильма, кстати, есть ещё и сиквел, о котором общественное сознание предпочло благополучно забыть, — и он, как несложно догадаться, ничем не лучше.

10-е место

Даниил Муравьев-Изотов в роли Мити Привалова на кадре из фильма «Робо»

Даниил Муравьев-Изотов в роли Мити Привалова на кадре из фильма «Робо»

Вторая после «Карлосона» попытка Андреасяна сделать детское кино хорошо показывает, как режиссёр изменился со временем. Больше никаких шуток на грани фола и известных комиков в главных ролях — с годами постановщик стал более спокойным и, что уж там, консервативным. Возможно, даже слишком: «Робо» вряд ли кого-то так разозлит, как ранние работы Андреасяна, но не потому, что он такой хороший, а потому, что, кажется, не способен в принципе вызывать какие-либо яркие эмоции. Это абсолютно проходное кино о дружбе мальчика и робота, которое мог бы снять любой другой режиссёр в любой другой стране. Хотя можно поспорить, что в случае Сарика это скорее плюс.

9-е место

Михаил Галустян в роли Карлосона на кадре из фильма «Тот еще Карлосон!»

Михаил Галустян в роли Карлосона на кадре из фильма «Тот еще Карлосон!»

Сам Андреасян «Карлосона» называет своим худшим фильмом, однако мы с этим не согласны. Точнее, согласны частично: да, дети-актёры здесь играют как роботы, Галустян в роли летающего пузатого коротышки иногда выглядит жутко, а все декорации будто позаимствовали на пару часов из утренника в детском саду, но есть в этом какое-то стыдное очарование. У здешнего Карлосона (именно так, с лишней «О») нет пропеллера, а сам он напоминает скорее хоббита, да и юмор в фильме по- андреасяновски дурацкий, лишённый шарма первоисточника Астрид Линдгрен и уж тем более советского мультика — хотя как раз за такой корявой попыткой переосмыслить канон и кроется безумный гений постановщика. «Тот ещё Карлосон!» — кино без чувства меры и вкуса, настоящий guilty pleasure со странными отсылками к «Сумеркам» и шутками для взрослых.

8-е место

Антон Пампушный в роли Арсуса на кадре из фильма «Защитники»

Антон Пампушный в роли Арсуса на кадре из фильма «Защитники»

Ещё один заход Андреасяна в зрелищное кино, о котором мы ещё долго будем вспоминать. В момент выхода «Защитники» стали настоящим явлением: на YouTube обсуждали графику в трейлерах, в комментариях размышляли о целесообразности создания российской супергероики, но сам Сарик отчаянно защищал своё творение. Фильм, конечно, ожидаемо оказался плохим — другого ждать от очередного «нашего ответа» и не стоило, — хотя среди прочих картин Андреасяна «Защитники» кажутся не такими уж и невыносимыми. По крайней мере, это идеальное кино для совместного просмотра: каким бы несуразным ни был нарисованный Арсус и как бы смешно ни выглядел злодей, все эти недостатки становятся настоящим сокровищем для того, кто устроил себе ироничный сеанс. Если «Комната» вам уже надоела (хотя возможно ли такое?), а до «Птицекалипсиса» вы не доросли, смело включайте российский блокбастер о сверхлюдях.

7-е место

Светлана Ходченкова в роли Калугиной на кадре из фильма «Служебный роман. Наше время»

Светлана Ходченкова в роли Калугиной на кадре из фильма «Служебный роман. Наше время»

В 2011 году Сарику Андреасяну доверили вторым же его фильмом снимать ремейк великой советской классики, «Служебного романа» Эльдара Рязанова. Вышло примерно так же хорошо, как звучит: как бы ни старались Светлана Ходченкова и Владимир Зеленский вжиться в главные роли, даже близко подобраться к обаянию оригинала фильму не удаётся. Это, по сути, стандартный квазиголливудский ромком, вторичный и лишённый какой-либо оригинальности, манифест абсолютной посредственности, которой отмечены многие работы режиссёра. Не самый худший фильм Андреасяна, конечно, — но так и это достижение, прямо скажем, не великое.

6-е место

Эдриан Броуди в роли Фрэнки на кадре из фильма «Ограбление по-американски»

Эдриан Броуди в роли Фрэнки на кадре из фильма «Ограбление по-американски»

Андреасян не просто отправился покорять Голливуд, но ещё и взялся за ремейк олдскульного нуара «Большое ограбление банка в Сент-Луисе» (тоже, кстати, не шибко излюбленного прессой). Хотя интереснее и страннее здесь то, что в главные роли каким-то чудом затесались Хейден КристенсенЗвёздные войны») и Эдриен БроудиПианист»). На добротный фильм об ограблении, конечно, рассчитывать не стоило, но Сарик и здесь сумел обмануть все ожидания: кино оказалось настолько неспешным и лишённым всякого экшена, что даже люди, ждавшие посредственное b- movie, умудрились разочароваться. Хотя, опять же, большие деньги (бюджет фильма составил 10 миллионов долларов) и талантливые исполнители делают своё дело — в сравнении с другими работами режиссёра «Ограбление по-американски» выглядит по крайней мере сносно.

5-е место

Максим Лагашкин в роли Федора на кадре из фильма «Проклятый чиновник»

Максим Лагашкин в роли Федора на кадре из фильма «Проклятый чиновник»

После долгого перерыва на сериалы и серьёзные драматические опусы Андреасян вернулся к истокам. «Проклятый чиновник» — комедия, но с одной оговоркой: если раньше Сарику всё актуальное и злободневное было не близко, то сейчас он попытался сделать едкую политическую сатиру. Отчасти этот ход и правда помог режиссёру: уйдя от физиологического юмора в сторону иронии над новостной повесткой и штампов о нечистых на руку власть имущих, он умудрился сделать куда более сдержанное кино, чем раньше. Это всё ещё неостроумно, порой и вовсе грубо, а ещё снято без всякого намёка на изобретательность, но если выбирать между просмотром «Проклятого чиновника» и любой другой ранней комедии Андреасяна, выбор, очевидно, должен пасть на первое.

4-е место

Юрий Стоянов в роли Виктора Сергеевича на кадре из фильма «Гудбай, Америка»

Юрий Стоянов в роли Виктора Сергеевича на кадре из фильма «Гудбай, Америка»

Калейдоскоп историй об эмигрантах из постсоветского пространства, которые — все по-разному — пытаются прижиться в США. Это ни в коем случае не конкурент «Велкам Хом» Ангелины Никоновой, а скорее эдакие «Ёлки» со слегка изменённой концепцией: духоподъемная комедия с элементами мелодрамы о любви к родине и друг к другу. Очень простая, да, и часто откровенно давящая из зрителя слезу — но уже почти не раздражающая (если только своей невероятной наивностью). Андреасян однозначно вырос как режиссёр и из откровенно плохого постановщика превратился в среднего ремесленника, снимающего жанровое зрительское кино. Даже пользовательские рейтинги у него уже совсем не такие страшные: «Гудбай, Америка» людям в целом вообще скорее понравился, чем нет.

3-е место

Дмитрий Нагиев в роли Виталия Калоева на кадре из фильма «Непрощённый»

Дмитрий Нагиев в роли Виталия Калоева на кадре из фильма «Непрощённый»

Основанная на реальных событиях драма о Виталии Калоеве — архитекторе, который потерял жену и дочь в авиакатастрофе из-за ошибки диспетчера, а потом нашёл и убил виновника трагедии. Андреасян очень серьёзно подошёл к проекту: консультировался с реальным Калоевым, а в какой-то момент даже почти взял на главную роль Эдриана Броуди, но решил, что русский менталитет ему важнее американской звезды на постере (поэтому главную роль играет вышедший из привычного амплуа Дмитрий Нагиев). «Непрощённый» показывает, что Сарик, в общем-то, работает с драмой точно так же, как с комедией: то есть решает всё в лоб, на одной интонации. Но в случае этого фильма подход вроде бы даже работает: историю об ужасной потере Андреасян снимает с таким надрывом, какой не снился греческим трагедиям. Профессиональная критика «Непрощённого» не приняла, а вот с простым зрителем картина вполне себе срезонировала — и в очередной раз подняла вопрос о том, что Сарик, мол, «не такой уж и плохой».

2-е место

Равшана Куркова в роли Кристины на кадре из фильма «Мамы»

Равшана Куркова в роли Кристины на кадре из фильма «Мамы»

Манипулятивный альманах о том, как важно любить родителей, снимал не один Андреасян. Там кроме него полно других режиссёров, и, возможно, как раз из-за этого мастерство Сарика растворяется в потоке других авторских стилей. Впрочем, даже его новелла «Отец и сын» (там мальчик пытается свести папу с девушкой через Интернет) — вполне себе удобоваримая слезливая драма о любви и конфликте поколений. Если Сарику что-то и удаётся по-настоящему, так это рафинированные грустные истории о человеческом одиночестве и масштабных трагедиях. Не шедевры и не выдающиеся фильмы, конечно, но приступа гнева или ироничного безудержного хохота, как от «ЛОпуХов» или «Того ещё Карлосона!», после их просмотра точно не будет.

1-е место

Виктор Степанян в роли Роберта на кадре из фильма «Землетрясение»

Виктор Степанян в роли Роберта на кадре из фильма «Землетрясение»

Фильм, в котором режиссёрский метод Андреасяна наконец-то идеально (насколько это возможно в случае с Сариком) подошёл истории. «Землетрясение» — масштабная драма об ужасной трагедии, которая произошла в 1988 году в Армении: тогда несколько городов были полностью разрушены из-за природного катаклизма и более 25 тысяч человек погибло. Андреасян рассказывает реальную историю через призму конфликта двух мужчин, которых связывает общее трагическое прошлое (один стал причиной гибели семьи другого), но вынужденных объединиться ради спасения людей вокруг. Это фильм, к которому при желании можно применить кучу кинокритических штампов вроде «манипулятивного» или «слёзовыжимательного», но все они ломаются о тот факт, что именно таким «Землетрясение» и хочет быть. Простым, понятным и, если хотите, «народным» кино.


Текст: Владислав Шуравин, Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?