Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Статьи о кино

«Я хочу стать бессмертным, а потом умереть» – 9 фильмов Жан-Люка Годара, увековечивших его в истории кино

Добавить в закладки
«Я хочу стать бессмертным, а потом умереть» – 9 фильмов Жан-Люка Годара, увековечивших его в истории кино

Джин Сиберг в роли Патрисии Франкини на кадре из фильма «На последнем дыхании»

Джин Сиберг в роли Патрисии Франкини на кадре из фильма «На последнем дыхании»

Далеко не всегда режиссёров запоминают по их первым и последним фильмам, но в случае Годара его дебютная полнометражная лента стала чуть ли не самой важной во всей карьере. «На последнем дыхании» случился спустя два года после первого фильма французской новой волны, но стал настолько успешным за пределами родины, что движение начало бурно развиваться. Кроме того, лента впоследствии была процитирована многими режиссёрами в их творчестве и положила начало успеху исполнителей главных ролей ― Жан-Поля Бельмондо и Джин Сиберг.

Анна Карина в роли Марианны Ренуар на кадре из фильма «Безумный Пьеро»

Анна Карина в роли Марианны Ренуар на кадре из фильма «Безумный Пьеро»

В «Безумном Пьеро» Годар создал свою облегчённую версию «Бонни и Клайда», и это при том что картина вышла на два года ранее культового криминального байопика. Тут снова Жан-Поль Бельмондо ― в этот раз в цвете и с синей краской на лице. Вместе с ним на экран взошла новая звезда годаровских картин Анна Карина, она же супруга режиссёра. И вот они целуются, выдвинув торсы из параллельно движущихся машин, ― магия кино удалась, а название картины и кадры из неё никогда не смоешь с песков времени.

Анна Карина в роли Одиль на кадре из фильма «Банда аутсайдеров»

Анна Карина в роли Одиль на кадре из фильма «Банда аутсайдеров»

Как написал в своих соцсетях британский режиссёр Эдгар Райт, «куда бы вы ни направлялись, в постель или из неё, нет лучше способа начать или закончить день, чем посмотреть сцену с танцем Мэдисон (популярный в 1950-60-е линейный танец с регулярным движением вперёд-назад с вкраплениями шагов ― прим. ред.) из “Банды аутсайдеров” Годара. Это 4 минуты чистого кинематографического удовольствия». И с Райтом сложно не согласиться. Разве что в том, что синефильского удовольствия там ещё на дополнительные полтора часа.

Жан-Пьер Лео в роли Пола на кадре из фильма «Мужское-женское»

Жан-Пьер Лео в роли Пола на кадре из фильма «Мужское-женское»

Фильмы Годара ― это всегда протест, и в каждом из них видна его бунтующая натура. В одной из своих самых популярных картин «Мужское-женское» он исследует французскую молодёжь, а вместе с тем рисует портрет целого поколения, с которым он был неразрывно связан. Ещё одно лицо протеста во Франции того времени и главный герой картины ― актёр Жан-Пьер Лео, сыгравший в десятках фильмов новой волны, в том числе и у Франсуа Трюффо в «400 ударов», ― здесь исполняет одну из лучших своих ролей.

Анна Вяземски в роли Вероник на кадре из фильма «Китаянка»

Анна Вяземски в роли Вероник на кадре из фильма «Китаянка»

Другой социально заострённый фильм Годара ― «Китаянка». Ещё больше протеста и бунтарства, закрученный на доктринах Мао сюжет, снова Жан-Пьер Лео ― картина в своё время вызвала бурную реакцию, а затем увлекла в революционные течения и самого постановщика. Хоть и со щедрой долей иронии и вымысла, но интересный взгляд на неё можно увидеть в байопике о режиссёре «Молодой Годар». Там же и история его взаимоотношений с главной звездой фильма и ещё одной женой постановщика, Анн Вяземски.

Анна Карина в роли Наташи фон Бра на кадре из фильма «Альфавиль»

Анна Карина в роли Наташи фон Бра на кадре из фильма «Альфавиль»

Ещё до того, как Трюффо создал свои «451 градус по Фаренгейту», Годар успел снять собственную антиутопию. «Альфавиль», конечно же, вышел вполне в духе режиссёра, и следы научной фантастики визуально не так проявлены, как того стоило бы ожидать от фильма про будущее. Да и Годара, конечно, в первую очередь, как обычно, волнуют проблемы настоящего. Лента получила «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля и даже вдохновила немецких синтипоп-ребят на название своей группы (Alphaville).

Брижит Бардо в роли Камиллы Жаваль на кадре из фильма «Презрение»

Брижит Бардо в роли Камиллы Жаваль на кадре из фильма «Презрение»

У каждого великого режиссёра есть свои «Восемь с половиной», и «Презрение» можно назвать таковыми для Годара. Поэтому тут он разошёлся на полную катушку ― в картине сыграли икона того времени Брижит Бардо и не менее культовый постановщик Фриц Ланг (в роли самого себя), а сам Годар и вовсе предстал на экране в образе ассистента своего кумира. Ну а вечный конфликт кинотворцов с продюсерами здесь представлен самым что ни на есть годаровским образом.

Кадр из фильма «Прощай, Речь»

Кадр из фильма «Прощай, Речь»

После выхода фильма кто-то стал гневно восклицать «Прощай, Годар», а кто-то лишь убедился в том, как течение времени влияет на наше восприятие реальности. Одна из последних работ режиссёра «Прощай, речь» совершенно не похожа на всё снятое Годаром прежде. Да и вообще на что-либо когда-либо снятое. Поэтому прежде всего картина ― лишь ещё одно подтверждение, что Годар до последнего момента оставался экспериментатором и был в поиске новых смыслов, форм и диалога со зрителем.

Кадр из фильма «Исторя(и) кино»

Кадр из фильма «Исторя(и) кино»

Годар вдохновил целые поколения будущих кинематографистов на то, чтобы взять в руки камеру и отправиться снимать. Что, конечно же, не было бы возможно, не будь он сам вдохновлён всеми теми до него. Результатом его безграничной любви к фильмам стал документальный проект «История кино» ― медитативное эссе, исследующее ХХ век в кинематографе (или всё же кинематограф в ХХ веке?). Поэтичные комментарии, неожиданные метафоры, смешанные с кадрами из других фильмов саундтреки ― даже в документалистике Годар остаётся бунтарём.

Текст: Олеся Трошина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?